Видение Шри Ауробиндо

«Истоки учения Шри Ауробиндо лежат в рассуждениях древних мудрецов Индии, полагавших, что позади всех проявлений вселенной существует Реальность Бытия и Сознание, «Я» всех вещей, единое и вечное. Все существа объединены в этом Едином «Я» и Духе, но отделены друг от друга определенной раздельностью сознания, неведением относительно их собственного истинного «Я» и истинной Реальности ума, жизни и тела. Посредством определенной психологической тренировки можно удалить эту вуаль разделенного сознания и осознать истинное «Я», Божественность внутри нас во всем.

Учение Шри Ауробиндо констатирует, что это Единое Бытие и Сознание свернуто здесь и содержится в Материи. Эволюция или развертывание есть способ, посредством которого оно освобождает себя, сознание проявляется в том, что кажется несознательным, и однажды проявленное оно побуждает себя к росту выше и выше и в то же самое время к расширению и развитию, направленному к еще большему совершенству. Жизнь – это первая ступень освобождения сознания; разум – вторая. Но эволюция не заканчивается разумом, она ожидает освобождения в некоем более великом, в сознании, которое является духовным и супраментальным. Следующий шаг эволюции должен быть направлен на развитие Сверхразума и Духа в качестве доминирующей силы в сознательном существе. Ибо только тогда свернутая во всем Божественность освободит себя полностью, и только тогда станет возможно, что жизнь проявит свое совершенство.
В то время как первые эволюционные шаги Природа предпринимала без участия сознательной воли, с приходом человека на Землю Она получила возможность использовать в качестве эволюционного орудия именно сознательную волю. Однако и в этом случае развитие осуществляется не только посредством ментальной воли, ибо разум развивается лишь до определенной точки, после чего может двигаться только по кругу. Далее должно произойти изменение, разворачивающее сознание, посредством которого разум и может измениться, к высшему принципу, закону, к высшим правилам. Метод, позволяющий достичь этого, можно обнаружить в древней психологической системе и практике Йоги. В прошлые века такие попытки уже предпринимались, и люди стремились уйти из мира в выси «Я» и Духа. Шри Ауробиндо учит, что и на Земле можно достичь нисхождения высшего принципа, закона, и это будет не просто освобождение духовного «Я» от мира, но освобождение его в мире, замена неведения разума или его очень ограниченного знания супраментальным Сознанием Истины, которое станет достаточным орудием внутреннего «Я», позволяющим человеческому существу найти себя динамически и внутренне и вырасти из своей еще животной сущности, и перерасти в божественную расу. Для подобного завершения может быть использована психологическая система Йоги, открывающая все части существа для превращения или трансформации посредством нисхождения и работы высшего, но еще скрытого сейчас, супраментального принципа.

Однако все это не может быть сделано в один миг или в короткое время, или посредством некой быстрой или чудесной трансформации. Искателю придется предпринять много усилий, прежде чем супраментальное нисхождение станет возможным. Человек живет, главным образом, в своем поверхностном разуме поверхностной жизнью во внешнем теле, но в его глубинах присутствует внутреннее существо с величайшими возможностями, которые ему необходимо осознать – ибо сейчас оттуда проистекает только очень ограниченное влияние, подталкивающее его к постоянному поиску величайшей красоты, гармонии, силы и знания. Таким образом, первым продвижением в Йоге является открытие сфер влияния этого внутреннего существа и житие из этих сфер во внешнем мире, управляющее внешней жизнью этого человека посредством внутренней силы и внутреннего света. Делая так, человек открывает в себе свою истинную душу, которая не является некоей поверхностной смесью ментальных, витальных и физических элементов, но частью Реальности, стоящей позади него, искрой единого Божественного Огня. Он должен научиться жить в своей душе и очищаться, и направляться ее импульсами к Истине другой природы. Затем последует раскрытие и нисхождение высшего принципа Бытия. Но даже и тогда все это не будет сразу полным супраментальным Светом и Силой. Ибо между обычным человеческим разумом и супраментальным Сознанием Истины существует несколько уровней. Эти промежуточные уровни должны быть раскрыты, и их сила привнесена в ум, жизнь и тело. Только после этого вся сила Сознания Истины сможет работать в природе. Процесс этого самообучения или садханы является, таким образом, долгим и трудным, но даже крохотная часть его позволяет достичь весьма многого, ибо она делает окончательное освобождение и совершенство более возможным.

На свете много всего другого, принадлежащего старым системам и необходимого на пути – раскрытие разума к необъятной шири и смыслу «Я» и Бесконечного, проникновение в то, что уже названо космическим сознанием, совершенная власть над своими желаниями и страстями. При этом внешний аскетизм не является сущностным, но победа над желаниями и привязанностями и полное управление телом, контролирующее его потребности, жадность и инстинкты, совершенно необходимы. Существует сочетание принципов некоторых старых систем: путь знания через умственное различение между Реальностью и ее видимостью, путь сердца через любовь, посвящение, предание себя божественному и путь труда, отвращающий волю от побуждений в собственных интересах к Истине – путь служения великой Реальности, а не эго. Эти принципы необходимы, ибо соответствующую подготовку должно получить все человеческое существо, чтобы оно могло реагировать определенным образом, и чтобы его можно было преобразовать, чтобы великий Свет и великая Сила работали в природе.

В этой системе совершенно необходимы вдохновляющая идея Мастера, а в трудные моменты его руководство и присутствие, ибо в противном случае невозможно пройти сквозь все это без ошибочных блужданий и задержек, которые препятствуют какому-либо успеху. Мастер — это тот, кто уже поднялся на уровень высшего сознания и бытия и кого часто считают проявлением и представителем этого сознания. Он помогает не столько своим учением и тем более не своим влиянием и примером, но силой, передающей его собственный опыт другим.

В этом и состоит учение и метод практической работы Шри Ауробиндо. Его целью является не развитие какой-либо религии или объединение старых религий, или поиск новой религии, ибо все это только уводило бы нас прочь от главной цели. Единственной целью его Йоги является внутреннее самораскрытие, посредством которого каждый, кто следует ей, может в свое время открыть Единое «Я» во всем и развить в себе сознание выше ментального – духовное, супраментальное сознание, которое преобразит и обожествит человеческую природу».

Текст взят из книги «Шри Ауробиндо о себе» (Sri Aurobindo On Himself, SABCL, pages 95-97).