Павильон России  Шри Ауробиндо о культуре
 

Карта страницы   Вход редактора  
Культура – прошлое, настоящее и будущее.
(Шри Ауробиндо о Культуре)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Что такое культура
Составляющие культуры и ее эволюция
Современное состояние культуры
Единство человечества и общемировая культура будущего


То, что обычно понимают под словом «культура»

Под культурой мы обычно понимаем стремление к ментальной жизни ради неё самой, но при этом смысл слова - не вполне ясен, потому что он может, в зависимости от наших идеалов или предпочтений, принимать более широкое или более узкое значение. Всё дело в том, что наша ментальная жизнь - очень сложная материя, состоящая из множества элементов.

Как судить о культуре

О культуре нужно судить, во-первых, по присущему ей духу, затем по ее высшим достижениям и, наконец, по ее силе выживания, обновления и приспособления к новым фазам неизменных нужд человеческой расы.

Идеал истинной культуры, определение культуры

Идеалом истинной культуры и исходной точкой совершенного человечества является претворение в жизнь деятельности никак не одного лишь чувственного ума, но, главным образом, знания, разума, обширной пытливости интеллекта, деятельности развитого эстетического существа, деятельности просветленной воли, которая создает наш характер, высокие этические идеалы, значимые человеческие деяния. Идеал истинной культуры состоит в том, чтобы руководствоваться не понятиями низшего или среднего менталитета, но истиной и красотой, и самоуправляемой волей.

Таким образом, методом исключения можно придти к ясной идее и определению собственно культуры.

Цель культуры

Совершенство – истинная цель всякой культуры: духовной и психической, ментальной и витальной. Совершенство должно быть целью и нашей физической культуры. […]

Единственной целью великой культуры должно быть возвышение человека до того уровня, которого он ещё не достиг, выдвижение его на путь знания, даже если он начинает свое движение из бездонного невежества, обучение его жизни, руководствуясь собственным разумом, даже если сейчас он живет весьма и весьма неразумно, руководствуясь законом добра и единства, даже если сейчас его жизнь полна зла и диссонанса, руководствуясь законами красоты и гармонии, даже если сейчас его жизнь это отталкивающая смесь омерзительного уродства и шокирующего варварства, руководствуясь определенным высшим законом его духа, даже если сейчас он эгоистичен, материалистичен, бездуховен и поглощен нуждами и желаниями своего физического существа. Если цивилизация не ставит перед собой ни одной из выше перечисленных целей, едва ли можно сказать, что она обладает культурой. В любом случае такую культуру нельзя назвать великой или благородной.

Попытаться продвинуться к такой цели значит облагородить жизнь человечества.

Потерпеть поражение лучше, чем вовсе не пытаться изменить прежнее состояние. И даже частичный успех является великим вкладом в будущие возможности человеческого существа.

Уровни культуры, соответствующие уровням ментального существа (и выходящие за его пределы)

1.Уровень, соответствующий ментальной жизни ощущений, чувств, эмоций.
2.Уровень, соответствующий активной жизни ментального существа, связанной с физическими действиями.
3. Уровень, соответствующий этическому существу – этическая культура.
4. Уровень, соответствующий эстетическому существу – эстетическая культура.
5. Уровень, соответствующий разумной воле или буддхи .
6. Уровень, соответствующий озаряющей силе – духовная культура.

Во-первых, есть низший и фундаментальный слой, который на эволюционной лестнице находится ближе всего к виталу. У этого слоя есть две стороны: ментальная жизнь чувств, восприятий и эмоций и здесь преобладает субъективная цель Природы, в то время как поводом является нечто объективное, а также динамическая или активная жизнь ментального существа, связанная с физическими действиями и сферой поведения, в которой преобладает объективная цель Природы, тогда как поводом является нечто субъективное.

Следующим на эволюционной лестнице, более возвышенным, является с одной стороны моральное существо со своей этической жизнью, с другой стороны существо эстетическое. Каждое из них пытается завладеть низшим слоем фундаментального ума и подчинить его своей власти, направить его переживания и деятельность себе на пользу, причем одна сторона стремится к этому ради культуры Справедливости и ради служения Справедливости, а другая ради культуры Красоты и ради служения Красоте.

Следующим идет мыслящее существо, возвышающееся над всеми вышеперечисленными, использующее их в своих целях, помогающее им, формирующее их, порой пытающееся полностью руководить ими. Высочайший уровень, достигнутый человеком, это уровень разума или упорядоченного и гармонизированного ума с динамической силой разумной воли - буддхи, который является, или должен быть, водителем человеческой машины.

Но рациональный интеллект и рациональная воля еще не исчерпывают собой человеческого ума. В нем есть некая более глубокая составляющая. Она более интуитивна, в ней больше величия и мощи, но в то же время она гораздо менее ясна, менее развита и пока еще едва ли способна владеть собой. Это - некий свет, некая сила, у которой нет пока даже имени.

Но, в любом случае, характерной особенностью ее является то, что она ведет к некоему озарению – не сухим светом рассудка, не увлажненным и рассеянным светом сердца, но сверканием молнии и блеском солнца. И хотя эта сила может занимать подчиненное положение, всего лишь помогая рассудку и сердцу своими вспышками, в ней есть иное ее естественное стремление, превосходящее стремление рассудка. Она пытается озарить ментальное существо, а также этическое и эстетическое, эмоциональное и активное, озарить даже чувства и ощущения.

Она является нам в словах откровения, раскрывается словно вспышками молний, приходит, облеченная психическими или мистическими чарами. В устойчивый, но для ментального человека почти сверхъестественный свет, она привносит Истину, более реальную и более великую, чем знание, даваемое Разумом и Наукой. Она привносит Правоту, более высокую и божественную, чем та, которая присуща перечню добродетелей моралиста, она привносит Красоту, более проникновенную, универсальную и обворожительную, чем красота чувства или воображения, которой поклоняется художник, приносит радость и божественную чувственность, по сравнению с которыми обычные эмоции бледны и ничтожны, приносит Чувство, превосходящее все чувства и восприятия, привносит возможность божественной Жизни и божественного действия, которую обычная жизнь прячет от видения и влечения человека. Ее воздействия на наши низшие составляющие, начиная с разума, весьма многообразны, весьма фрагментарны, зачастую запутаны и обманчивы, но сквозь сотни искажений она ведет нас именно к этому – к божественной Жизни.

Формальные вероучения и благочестивые ритуалы захватывают и убивают или, по крайней мере, заглушают и умаляют ее. Безжалостно пущенная в оборот и превращенная в мелкую и грязную монету вульгарностью традиционных религий, она, по-прежнему, остается тем светом, к которому стремится религиозный дух и духовное начало человека, и как бы низко они не пали, в них все-равно проглядывает ее слабое сияние.

Культура и материальный прогресс

Я делаю ударение на культуре, на атрибутах ума и духа, но это не значит, что я недооцениваю внешнюю материальную сторону жизни. Я вовсе не намерен приуменьшать то, на чем постоянно и категорически настаивает Природа. Напротив, внутреннее и внешнее зависят друг от друга. Действительно, в жизни нации великие периоды национальной культуры, периоды активной умственной и духовной жизни всегда являются частью общих активных движений и перемен, неотъемлемой частью которых являются внешняя, политическая, экономическая и практическая жизнь нации.

Прогресс культуры приносит с собой материальный прогресс и способствует ему, но материальный прогресс в то же время необходим и для того, чтобы культура могла развиться во всей своей полноте, со всей своей здоровой мощью.

Культура подразумевает свободу развития

Человеческий ум должен размышлять, чувствовать, радоваться, развиваться. Рост, развитие лежат в самой его природе. Ограничение роста может принести пользу только тогда, когда помогает успокоить, направить и усилить его развитие. Ум с легкостью отказывается называть культурными те цивилизации или периоды жизнедеятельности, которые не давали ему законной свободы развития, каким бы прекрасным ни был их порядок, какой бы благородной ни была их цель.

С другой стороны, нам хочется назвать культурными во всей полноте все те периоды и те цивилизации, которые способствовали свободному развитию человека и, подобно древним Афинам, стремились к философствованию, к красоте и радости жизни, какими бы ни были их недостатки.

Естественные противоположности культуры

Теперь идея культуры видится нам немного яснее или, по крайней мере, она очищается от явно выраженных своих естественных противоположностей. Бездумная, чисто физическая жизнь, совершенно очевидно, является ее противоположностью. По сути дела, такая жизнь это варварство. Неразумный витал, сугубо экономическая или, главным образом, семейная жизнь, нацеленная только на приобретение денег, создание семьи и ее содержание, есть также ее противоположность. И это уже иной и даже более отталкивающий тип варварства.

Мы согласились с тем, что индивид, который захвачен только этим и не имеет и мысли о высших явлениях является некультурным и неразвитым человеческим существом. Он - тот же дикарь, варвар в своей сущности, пусть даже и живет в обществе, которое пришло к общей идее культуры и к некоей организованной практике культуры и совершенства. Общества или нации, несущие на себе это клеймо, мы согласились называть варварскими или полу-варварскими.

Даже если нация или эпоха выработала знание, науку и искусства, но все еще, в своем общем мировоззрении, в своих жизненных привычках и в мыслях довольствуется тем, что дает руководить собой не знанию, истине, красоте, высоким жизненным идеалам, и направляется грубым витальным, коммерческим и экономическим взглядом на жизнь, мы можем сказать, что в каком-то смысле эта нация или эта эпоха цивилизованы, но, несмотря на все множество и даже излишество инструментов и механизмов этой цивилизации, она не является ни в какой-то мере реализацией культурного человечества, ни даже его перспективой.

Поэтому даже европейская цивилизация девятнадцатого века, несмотря на ее великолепное и изобильное производство, великие достижения науки, развитие интеллекта, подлежит в этом смысле осуждению, ибо она направила все это на меркантильные цели и на потребу грубому витальному успеху. Мы говорим об этой цивилизации не как о совершенстве, к которому должно стремиться все человечество, но как об отклонении, уводящем в сторону от высшего курса человеческой эволюции. Мы должны заключить со всей определенностью, что уровень культуры этой эпохи был ниже культуры Афин, Италии времен ренессанса, древней или классической Индии.

Ибо, как бы ни были велики недостатки этих эпох в организации общества, в уровне научного знания, который был неизмеримо ниже, все же они дальше продвинулись в искусстве понимания жизни и ее истинной цели и энергичнее стремились к определенному ясному идеалу человеческого совершенства.

Необходимость духовной культуры

Поскольку бесконечное, абсолютное и трансцендентное, вселенское, Единое является тайной кульминацией существования, а достижение духовного сознания и достижение Божественного является конечной целью индивидуального и коллективного развития во всех его частях и во всей его деятельности, то разум не может быть нашим последним и высшим проводником. Культура, в ее обычном понимании, не может быть направляющим светом. Она не может стать упорядочивающим и гармонизирующим принципом всей нашей жизни и наших действий. Дело в том, что разум не достигает Божественного. Он способен лишь на компромиссы с проблемами жизни, и культура, для того чтобы достичь Трансцендентного и Бесконечного, должна стать духовной культурой - чем-то большим, чем интеллектуальное, эстетическое, этическое и практическое воспитание.

Цели духовной культуры

Более широкая духовная культура не только должна признать Дух высшим и глубочайшим элементом, она должна признать, что всё есть проявление и творение Духа. Её мировоззрение должно быть шире, она должна иметь большую область применения, сама её цель должна быть более вдохновенной и грандиозной. Её цель не будет ограничена вознесением нескольких избранных на недостижимые высоты. Духовная культура будет стремиться возвысить всех людей, всю жизнь, все человеческое существо, одухотворить жизнь и в результате преобразовать человеческую природу в божественную. Она должна овладеть глубочайшим индивидуальным существом человека.

Но и этого недостаточно. Она должна также вдохновить его общественное существование. Духовным преобразованием она должна превратить все составляющие человеческого неведения в составляющие знания. Она должна преобразовать все инструменты человеческой жизни в инструменты жизни божественной.

Двойственный характер строения культуры

Строение [культуры] по своей природе являет нам одновременно, как осуществление, так и ограничение духа. Таким образом, нам нужна какая-то наука и искусство жизни, жизненная система. Необходимо лишь, чтобы главные определяющие направления были как можно шире и величественнее, были способны к эволюции, с тем, чтобы дух все больше и больше мог выражаться в жизни. Эти направления должны быть гибкими даже в своей твердости, с тем, чтобы воспринимать и гармонизировать новый материал, расширять его разнообразие и богатство без потери единства.

Структура культуры

Культуру народа можно приблизительно охарактеризовать как выражение сознания жизни, которое проявляется в трех аспектах. Здесь есть аспект мысли, идеала, направленной ввысь воли и стремления души. Есть также аспект творческого самовыражения, и, наконец, аспект или область практического и внешнего проявления.

Философия народа и высшие образы его мышления дают нам чистейшее, широчайшее и наиболее общее выражение его разумного осознания жизни и динамического взгляда на существование. Его религия создает наиболее глубокий образ своей стремящейся ввысь воли и выражает устремления души, направленные к осуществлению высших побуждений и идеалов. Его искусство, литература и поэзия дают нам творческое выражение и представление его интуиции, воображения, жизненного склада и творческого ума.

Его общество и политика дают нам представление о тех формах и внешних структурах, в которых поверхностная жизнь пытается выразить этот высший идеал, выразить его природу и его особый характер, выразить в той степени, в какой это возможно в условиях конкретных ограничений внешней среды. Мы можем увидеть, сколько исходного жизненного материала было взято в работу, что он сделал с ним, как он, в той степени в какой это было возможно, оформил его в некое отражение его руководящего сознания и глубочайшего духа. Ни одна из этих сторон не выражает всю полноту скрытого духа, стоящего за ними, но все они берут от него свои главные идеи и характер культуры.

Взятые вместе, они составляют его душу, ум и тело.

Недостаточность всякой определенной формы культуры

Но всякая культура, стремящаяся к полноте, должна иметь не только великие и вдохновляющие идеалы, она должна обладать гармонией форм и ритмов, неким шаблоном, в соответствии с которым и идеи, и жизнь могли бы двигаться и утверждаться. Здесь мы должны быть готовы встретить меньшее совершенство, большую незавершенность. Причина в том, что дух всегда шире своих идей, а идеи шире своих форм, шаблонов и ритмов. Форма имеет фиксированность, которая ограничивает. Никакая форма не способна выразить все потенциальные возможности породившей ее силы или идеи.

Никакая идея, какой бы великой она ни была, никакая ограниченная игра сил или форм не способны зафиксировать бесконечный дух. В этом и сотоит тайная причина стремления земли к постоянному развитию и к постоянному изменению. Идея выражает дух лишь частично. Находясь в присущих ей формах, двигаясь в соответствии со своим направлением, идея должна постоянно стремиться к гибкости, наполняться другими точками зрения, возвышаться и расширяться до новых применений, и часто ей приходится растворяться в возвышающем преображении ее значения в нечто более широкое или сливаться с другими идеями в новом и более богатом синтезе.

Разрыв между духом и действительной работой культуры

Но, в конце концов, нам нужно видеть не только дух и принцип культуры, не только чистую идею и предполагаемый размах ее системы, но и практическую работу и результат её действия на жизненные ценности. И здесь нам придется допустить значительные ограничения и значительные несовершенства. Ни одна цивилизация - ни древняя, ни современная,- не имела системы, полностью отвечающей стремлению человека к совершенству; ни одна из них не избежала искажений, наложенных на ее работу существенными ограничениями и несовершенствами. И чем выше цель культуры, чем больше плоть цивилизации, тем больше этих недостатков, бросающихся в глаза.

Все культуры существующего цикла неизбежно являются несовершенными

В первую очередь, каждая культура страдает от ограничений, вызванных изъянами в ее отличительных особенностях, и, что следует отсюда почти наверняка, от преувеличений качества этих особенностей. Каждой культуре свойственно концентрироваться на одних руководящих идеях и при этом терять из виду или незаслуженно подавлять другие. Этот недостаток равновесия порождает односторонние тенденции, которым никто не препятствует. Им не указывается их истинное место, и это приводит к нездоровым искажениям. Если цивилизация полна энергии, жизнь как-то приспосабливается, максимально использует компенсирующие силы, и, несмотря на все ошибки, зло, несчастия, создается что-то великое. Однако во время упадка это несовершенство, вызванное излишком определенного качества, побеждает, становится болезнью, приносит всеобщее опустошение, и, если его ничто не остановит, оно может вызвать разложение и смерть.

С другой стороны, сам идеал может быть великим, может даже, как это было в случае индийской культуры в ее лучшие времена, обладать некоей частичной полнотой, быть первым приближением к всеобъемлющей гармонии, но все же при этом всегда налицо громадный разрыв между идеалом и реально установившимся ходом жизни. Навести мост через эту пропасть или по крайней мере сделать этот разрыв меньше – вот самая трудная задача, стоящая перед человеком. И наконец, эволюция нашей расы, поразительная, если смотреть на нее в масштабе столетий, все-таки, что бы ни говорили, осуществляется нелегко и медленно. Каждая эпоха, каждая цивилизация несет на себе тяжкий груз своих недостатков. Каждая последующая эпоха избавляется от части этой ноши, но одновременно теряет и что-то из достоинств прошлого, а это приводит к новым разрывам и создает новые заблуждения.

Мы должны стремиться к равновесию, видеть всё в целом, видеть куда мы движемся и смотреть на всё с здравой и широкой точки зрения. Иначе сохранить веру в судьбы нашей расы будет непросто. Ведь, в самом лучшем случае, всё, чего мы в итоге сумели добиться, это привнести щепотку разума, культуры и духовности, для того чтобы повлиять на огромную массу варварства. Человечество, по-прежнему, не более чем полу-цивилизовано, и оно никогда не было ничем иным в течение всей известной нам истории существующего цикла жизни.

Любая цивилизация имеет свою особую ценность, но может казаться извне аномальной

Таким образом, каждая цивилизация представляется извне аномальной и запутанной, и враждебно настроенный и несимпатизирующий ей наблюдатель, замечающий и акцентирующий ее недостатки, игнорирующий ее истинный дух и качества, сгущающий тени и исключающий свет, может извратить истинный её характер и представить нам картину почти беспросветного мрака, падения и коллективного варварства, вызывая справедливое удивление и негодование того, кто видит величие и истинную ценность движущих сил этой цивилизации. Ибо каждая цивилизация, в глубинах общего процесса работы культуры, достигла чего-то, что имеет позитивное значение для всего человечества, вывела на свет и проявила какую-то силу нашей природы, создала начальную основу ее будущего совершенства.

Необходимость эволюции жизненных структур

Человек по своей сокровенной сути есть существо бесконечное. Его ум и витал, несмотря на все ошибки и рецидивы, также непрерывно развиваются. Поэтому он не может неизменно быть пленником какой-то одной системы идей или одной жизненной структуры. Структуры, которые определяют его жизнь, это структуры неполные и временные. Даже те, что кажутся наиболее всеобъемлющими, теряют силу и устойчивость. Время убедительно демонстрирует их неполноценность, и они должны будут уйти или измениться.

Три основные периода жизни культуры

Таким образом, исторически все великие культуры проходят через три периода, ибо эти три периода являются необходимым последствием самой природы вещей: первый период - период широкого и свободного формирования, второй период – период фиксации форм, шаблонов и ритмов, и третий заключительный и критический период – период старения, разложения и дезинтеграции. Последняя стадия знаменует собой наивысший кризис в жизни цивилизации, и если она не способна измениться, наступает период медленного упадка или мгновенного коллапса и смертельной агонии под напором более сильных, более жизненных в настоящий момент, хотя и не обязательно более истинных или великих сил или формаций. Но если цивилизация способна вырваться из плена ограничивающих ее форм, способна обновить свои идеи и дать духу новое поле деятельности, если она хочет понять новые реалии и возможности, овладеть ими и ассимилировать их, то происходит возрождение, новая фаза жизни и ее экспансия, истинный ренессанс.

Сложность ментального существа и различные линии развития культуры

Главным препятствием для человека, его камнем преткновения является чрезвычайная сложность его ментального существа при отсутствии какого-либо руководящего принципа, который мог бы уверенно доминировать над другими, в отсутствии какого-либо надежного света, который мог бы руководить его интеллектом и волей и остановить их постоянные колебания. Все враждебные разграничения, противостояния, антагонизмы, сражения, обращения, превращения, извращения его ментальности, вся эта хаотичная война идей, побуждений и тенденций, которые заводят его в тупик, происходят от естественного непонимания и противоречивых заявлений многочисленных частей его ментального существа.

Его разум - это судья, выносящий противоречивые вердикты и находящийся под влиянием конфликтующих сторон, его разумная воля – управитель, изнуренный конфликтами различных провинций своего государства, чувством своей пристрастности и законченной некомпетентностью. И все же посреди этого хаоса человеку удалось сформировать несколько обширных идей о культуре и о ментальной жизни, и его противоречивые понятия о них следуют неким конкретным линиям, обусловленным разделенностью его собственной природы, а многочисленные попытки достичь либо исключительного критерия, либо всеобъемлющей гармонии сплели эти линии в общую систему кривых.

Этическая и эстетическая линии развития культуры

Черты воли, поведения, характера, присутствующие в нашей ментальности, творят человека этического, в то время как другая черта, а именно, чувство красоты (понимая красоту не в узком сверхэстическом смысле слова), творит человека артистического и эстетического. Поэтому может существовать культура, являющаяся преимущественно или исключительно этической, а также, очевидно, может существовать и такая культура, которая является преимущественно или исключительно эстетической.

Вклады основных культур

Греция развила интеллект, разум, чувство формы, гармонии и красоты до высокого уровня. Рим заложил прочное основание силе, власти, патриотизму, закону и порядку. Современная Европа до невероятных пределов развила практический ум, науку, производственные и экономические способности. Индия развила духовный ум, работающий над другими силами человеческого существа и возвышающий их, интуитивный разум и философскую гармонию Дхармы , основанную на религиозном духе, чувстве Вечного и Бесконечного.

Будущее должно работать над более глубоким и всеобъемлющим совершенствованием этих достижений и над развитием новых сил. Но мы не сможем делать это должным образом, если будем проклинать прошлое или осуждать в духе высокомерной нетерпимости другие культуры. Нам нужен не столько дух спокойной критики, сколько глаз сочувствующей интуиции, способный извлечь доброе из прошлых и настоящих усилий человечества и использовать большую часть его для нашего будущего прогресса.

Контраст между современным и древним отношением к культуре

[…] современный человек, даже современный образованный человек, является или в беспрецедентной степени близок к тому, чтобы быть политической особью - существом политическим, социальным и экономическим, ценящим превыше всего эффективность внешнего существования, в то время как творения ума и духа ценятся им исключительно, или главным образом, по их вкладу в витальный и механический прогресс человечества - у него нет того понимания, присущего древним, которые стремились к высочайшим вершинам, и смотрели на достижения в области ума и духа с безусловным восхищением или с глубоким благоговением, ценя их ради них самих, видя в них величайший возможный вклад в прогресс и культуру человечества.

Появление демократической культуры

Первые результаты этого значимого изменения [появление чувственного человека, пробудившегося к необходимости хоть какого-то разумного использования своих высших способностей и пытающегося быть умственно активным] воодушевили наше желание к дальнейшему движения, но несколько разочаровали мыслителя и ценителя высшего и тонкого в культуре. Ибо даже если, благодаря широкому притоку снизу полупросвещенных людей, культура, или ее видимость, стала несколько более демократичной, нельзя сказать с первого взгляда, что это привело к ее возвышению или усилению. Сердцем современной цивилизации все еще является коммерциализм, а чувственная активность является её движущей силой.

Ценность культуры для экономического общества

Современный экономический подход к жизни видит в культуре и ее производных, главным образом, декоративную ценность; это дорогие и желанные предметы роскоши, а вовсе не вещи первой необходимости. Религия с этой точки зрения видится побочным продуктом человеческого ума, продуктом с довольно ограниченной областью применения, если не полностью бесполезным и обременительным. Важность образования признается, но его цель и его форма является не столько культурной, сколько научной, утилитарной и экономической. Его ценность, с этой точки зрения, сотоит в том, что оно подготавливает квалифицированную индивидуальную единицу, готовую занять свое место в теле экономического организма.

Наука очень важна, но не потому, что она открывает тайны Природы, способствуя продвижению знания, но потому, что она использует эти открытия для создания машин и для развития и организации экономических ресурсов общества. Сила мысли общества, может быть даже сила его души – если оно еще имеет такую несущественную и бесполезную вещь как душу – лежит не в его религии и не в его литературе (несмотря на то, что первая влачит слабое существование, а последняя изобильна и плодоносна), но в его ежедневной печати, которая главным образом является инструментом коммерциализма и руководствуется политическим и коммерческим духом, в противоположность литературе, являющейся прямым инструментом культуры.

Политика и правительство все больше и больше становятся механизмом развития индустриального общества, уделяя свое внимание службе буржуазному капиталу и – наполовину против своей воли – являясь каналом грядущего экономического социализма. Свободная мысль и культура остаются по-прежнему на поверхности огромной растущей массы коммерциализма, влияя на него и модифицируя его, но все больше и больше подпадая под его влияние, все больше окрашиваясь им, все больше проникаясь экономическим, коммерческим и индустриальным взглядом на человеческую жизнь, подчиняясь ему.

Истина, стоящая за современной тенденцией развития культуры

Несмотря на то, что современная тенденция [развития культуры] является однобокой, а потому принижающей и уродливой, враждебной духовной эволюции человечества, за ней стоит по крайней мере частица истины, ибо главной ценностью культуры является то, что она обладает силой возвысить, возвеличить внутреннее существо человека, ум, душу, дух, но ее целостность не полна, если она не воздействует на внешние формы существования человека, организуя их в ритме прогрессивного движения к высоким и великим идеалам.

В этом истинный смысл прогресса, и его необходимая часть - это здравая политическая, экономическая и социальная жизнь, сила и действенность, позволяющая людям выжить, расти и спокойно двигаться к коллективному совершенству. Необходима также витальная гибкость и отзывчивость, дающие необходимый простор для постоянного развития средств выражения ума и духа. Если культура не служит этим целям, это с очевидностью означает, что где-то в ее фундаментальных концепциях или в ее целостности, или в ее практическом приложении имеется изъян, серьезно ослабляющий её претензии на совершенную и интегральную ценность.

Средний потребитель культуры

Современное образование не сумело возвысить чувственного человека во всей массе, оно лишь сделало для него необходимым то, к чему он не был привычен раньше: интеллектуальное времяпровождение и умственную деятельность, интеллектуальные и даже эстетические восприятия, чувство идеализма. Он все еще живет в витальном субстрате, но нуждается в стимулах сверху. Чтобы умственно занять его, требуется целая армия писателей, поставляющих ему некое подобие ментальной жвачки.

Он жаждет общей информации всякого рода, правда у него нет либо желания, либо времени для того, чтобы привести её в соотвествующий порядок и усвоить. Ему необходима популяризованная научная информация, нужны любые новые и доступные идеи, при условии, что они поданы с силой и блеском, нужны ментальные переживания и возбудители ума разных видов, идеалы, которые, как ему нравится думать, определяют его поведение или придают ему особый оттенок. Как и прежде, все это – активность и чувственность грубого ментального существа, но существа гораздо более свободного и открытого.

И культурный слой, интеллигенция обнаружила, что она может ждать от него гораздо большего понимания, чем от чистого обывателя, правда, при условии, что ей удастся его занять и развлечь. Теперь эти идеи получили шанс реализации, которого у них не было раньше. Результатом стало обесценивание мысли, искусства и литературы, необходимое для того, чтобы талант попал в колею, ведущую к массовому успеху.

Писатель, мыслитель и ученый оказались в положении образованного греческого раба в доме римлянина - ему приходится работать на своего хозяина, развлекать, забавлять и обучать его, при этом зорко следя за его предпочтениями и вкусами, с тем, чтобы ловко воспроизводить понравившиеся ему манеры и особенности.

Ценность национальной культуры; государственная культура это противоестественное насилие

Национальная культура, национальная религия, национальное образование могут все-таки быть полезными при условии, что, с одной стороны, они не мешают росту солидарности человечества, а, с другой стороны, не препятствуют свободе мысли, свободе совести и свободе развития, ибо они дают форму душе общества и помогают ей сделать свой вклад в общее движение человечества. Но государственное образование, государственная религия, государственная культура – это противоестественное насилие.

Тот же закон справедлив, но иным образом и в иных пределах, для других областей и направлений нашей общественной жизни.

О ценности культуры нельзя судить по ее материальному успеху

В настоящее время достаточно сказать, что культуру нельзя оценивать по уровню ее материального успеха. Ещё менее этот критерий может служить пробным камнем духовности. Философская, эстетическая, поэтическая, интеллектуальная Греция потерпела поражение, пала, в то время как воинственный Рим торжествовал и завоевывал мир, но никому на этом основании и в голову не придет приписать победоносной имперской нации высший уровень цивилизации или высшую культуру.

Тот факт, что Иудейское государство было разрушено, не опровергает и не приуменьшает значения религиозной культуры Иудеи, точно так же, как коммерческие способности, проявленные иудеями в изгнании, не могут служить основанием для того, чтобы ценить эту культуру выше.

Надежда на будущее

Одним словом, высшая умственная жизнь демократизировалась, стала более чувственной, активизировалась, и это привело как к хорошим, так и к плохим результатам. Быть может, взор веры способен сквозь этот туман увидеть начало пусть грубой, но великой перемены. Мысль и Знание, пусть не Красота, теперь имеют аудиторию и даже способны в короткий срок породить массовую, невыразительную, но все-таки эффективную волю к реализации своих целей. Масса культуры, масса думающих и серьезно стремящихся к пониманию и знанию людей за всей этой завесой чувственности выросла в огромной степени.

Даже чувственный человек начал трансформироваться. Особенно важно то, что новые методы образования и новые методы организации общества получили возможность широкого практического применения. Возможно, в будущем это приведет к появлению неведомого до сих пор феномена - культурного человечества, не только окультуренного класса, но расы людей, которые нашли и до определенной степени развили свое ментальное существо.

Отличие человеческого элемента от элемента животного

Подобное стремление [к единению] это не только попытка выжить и обеспечить себе место под солнцем, как это делают и животные. Оно создано не только для того, чтобы уберечь индивида и найти ему наилучшее витальное и эгоистическое или общественное применение, для его действенности или для его удовольствия, или для его семьи, или для коллективного эго, что в сущности и сделано в семьях и колониях животных, в ульях и муравейниках, и в ещё большем объеме у разноообразных видов разумных животных.

Оно также, кроме всего прочего, и это гораздо более характерно для человечества, чем для животного мира, является энергичной попыткой достичь гармонии нашего внешнего и внутреннего совершенства. В итоге, на самых вершинах индивида венчает обретение божественной Реальности, стоящей за нашим существованием, законченного и идеального Существа внутри нас, и формирование всей нашей жизни по этому образу. Но если это действительно так, тогда ни эллинский идеал всесторонней философской, эстетической, моральной и физической культуры, руководимой просвещенным разумом человека и направляемой лучшими умами свободного общества, ни современный идеал эффективной культуры и успешной экономической цивилизации, руководимой общим разумом и организованным знанием человечества, не может быть ни высшей, ни самой разумной целью общественного развития.

Процесс создания общей цивилизации

Земля сейчас работает над созданием общей, широкой и гибкой цивилизации для всего человечества, в которую каждая современная и каждая древняя культура внесет свой вклад и каждая четко определенная человеческая совокупность внесет необходимый элемент разнообразия.

Идеал объединения человечества

Таким образом, в принципе, идеальное объединение человечества должно идти в соответствии с системой, в которой, согласно первому правилу простой и гармоничной жизни, народы получат возможность группироваться в соответствии со своим естественным выбором, на основе территориальных, расовых, культурных, экономических предпочтений, а не по воле грубых исторических случайностей или в соответствии с эгоистической волей сильных наций, неизменная политика которых заключена в том, чтобы заставить меньшие или менее организованные нации, зависимые от них, служить их интересам или подчиняться их командам в качестве вассалов.

Необходимость высшей общей культуры

Надежда на федерацию свободных наций будет оставаться тщетной до тех пор, пока не будет ликвидировано сегодняшнее неравенство между нациями, или до тех пор, пока человечество не поднимется до общей культуры, базирующейся на моральных и духовных принципах, более высоких, чем существующие и доступные современному человечеству.

Необходимость взаимодействий

Нельзя сказать, что ментально, витально и физически, я расту в девственной изоляции, в чистоте, создавая самого себя изнутри. Я не являюсь автономным самосущим существом, строящим свое будущее, опираясь только на свое прошлое, в своем собственном мире, где нет никого кроме самого этого существа, в котором работают только его собственные внутренние силы и помыслы.

В каждом индивидуализированном существовании присутствует двойная деятельность: саморазвитие изнутри, являющееся величайшей и сокровенной силой существа, благодаря которой существо является самим собой, а также восприятие внешних воздействий, которые существо должно приспособить к своей индивидуальности, сделав их материалом своего роста и своего могущества. Две эти операции не исключают друг друга, причем вторая вредна для первой лишь тогда, когда внутренний гений существа слишком слаб и не может справиться с окружающим миром. Напротив, в здоровом и бодром существе восприятие внешних ударов только стимулирует силу его внутреннего развития и помогает ему глубже и четче выразить характерное для него самоопределение. […]

Тот, кто может найти свое внутреннее «я» и жить, опираясь на него, лучше всего способен охватить всеобщее и слиться с ним. Сварат независимый, владеющий собой, являющийся господином самого себя, легче всего может стать самратом - властелином и формирователем мира, в котором он живет, - легче всего может взрастить единение со всеми в атмане .

Необходимость взаимообмена - сходство между групповой и индивидуальной душой
Душа группы отлична от души индивида лишь тем, что является более самодостаточной, ибо она составлена из множества индивидуальностей, которые способны к многочисленным групповым вариациям внутри нее. Внутри группы имеет место постоянный внутренний взаимообмен, которого на долгое время может хватить для поддержания жизненной силы, роста, силы развивающего действия даже при условии ограниченного обмена со всем остальным человечеством.

Современная угроза культурным различиям

Различие культур подвергается сейчас такой же опасности, как и любые другие, более внешние, принципы групповой вариации. Различия между европейскими нациями представляют собой вариацию одной и той же темы западной культуры. И сейчас, когда Наука - великий нивелировщик мысли, жизни и порядка - усиливает свою роль и угрожает установить единственную жизнь и культуру, важность этих вариаций будет, по-видимому, уменьшаться. Единственное существующее радикальное различие – это различие между умом Запада и умом Востока. Но и здесь Азия претерпевает шоковое воздействие европеизации, а Европа, со своей стороны, начинает чувствовать, пусть и в малой степени, обратный поток азиатчины. Наиболее вероятным итогом является общемировая культура.

Взаимодействие и взаимообмен культур - случай взаимодействия активной и пассивной культуры

Не только тогда, когда великая культура встречает малую, но и когда культура, впавшая в состояние сравнительного бездействия, сна, сокращения деловой активности, встречается лицом к лицу с бодрствующей, активной, невероятно творческой цивилизацей, а еще лучше, когда она испытает шоковое воздействие от неё, когда она обнаруживает, что в неё вброшены новые, имеющие успех, силы и возможности, когда она видит широчайшую преемственность новых идей и форм и их развитие, её жизненный инстинкт заставляет её перенять эти идеи и формы, овладеть ими, даже имитировать и воспроизводить их с тем, чтобы так или иначе применить их и воспользоваться выгодами, даваемыми этими новыми силами и возможностями.

Этот феномен, в большей или меньшей степени, частично или полностью, повторялся в истории не один раз. Но если это только механическое повторение, если присутствует только подчинение и служение, тогда пассивная или слабейшая культура погибает, поглощенная вторгшимся левиафаном. Даже если этого и не случается, в той же степени, в которой эти нежелательные события имеют место быть, подражающая культура чахнет, неспособная к овладению новой культурой, теряя, помимо этого, силу своего собственного духа.

Единственный путь спасения – вновь обрести свой собственный стержень, найти свою собственную основу и делать то, что необходимо своей собственной силой и своим собственным гением. Но даже и тогда некоторый объем заимствований, даже заимствование форм, подражание - если всякое заимствование формы мы называем подражанием – неизбежно.

Идеальный характер культурного взаимообмена на примере Индии

Очевидно, что когда мы что-то «перенимаем», нам достается в общей смеси и хорошее, и дурное. […] Но, помимо всего прочего, термины «хорошее» и «дурное», не означают ничего определенного и не могут нам помочь. Поскольку мне придется их использовать там, где они имеют лишь относительный смысл - не в области этики, а в области взаимодействий одной жизни с другой,- я вынужден с самого начала дать им следующее общее определение: все, что помогает мне глубже, значительнее, с большими реальными возможностями творческого самовыражения найти себя самого, то хорошо для меня, и всё то, что сбивает меня с курса, всё, что ослабляет и уменьшает мою силу, богатство, широту и высоту моего бытия, то плохо для меня.

Если различие понято в этом смысле, то, я думаю, очевидно, что дело состоит не в перенимании той или иной формальной черты, которая сама по себе не больше чем знак, например, вступление индийских вдов в новый брак, но в деловом отношении к глобальным действенным идеям, таким, например, как к идеям социальной и политической свободы во внешней области жизни, идеям равенства и демократии. Если я принимаю эти идеи, то не потому, что они современны или потому, что они европейские, но потому, что они общечеловеческие, потому, что они предоставляют духу плодотворную точку зрения, потому, что это идеи имеют величайшее значение для будущего развития человеческой жизни.

Когда я говорю, что принимаю действенную идею демократии – сама по себе демократия присутствовала, хотя полностью так и не реализовалась в политике и социальном устройстве, как древней Индии, так и древней Европы,– то это означает, что я считаю ее включение в наш образ жизни, в той или иной форме, необходимо для нашего роста. Под ассимиляцией я понимаю то, что мы не должны брать идею демократии в голой европейской форме, но вернуться назад к чему-то тому, что соотносится с этой идеей, освещает ее смысл, оправдывает ее высшую ценность в нашей духовной концепции жизни и бытия, и, в этом свете, выработать степень её применения, уровень, форму, отношение к другим идеям, реальное приложение.

Ко всему этому я применил бы тот же самый принцип, к каждому по отдельности в соответствии с присущей ему дхармой, в соответствии с его истинной важностью, с его духовной, интеллектуальной, этической, эстетической, динамической пользой.

Принцип свободного изменения

С другой стороны, благодаря росту субъективного идеализма человеческого ума, сегодня мы видим возрождение принципа свободного изменения и отказа от единообразия. Если эта тенденция победит, объединенное человечество должно быть организовано так, чтобы соблюдать свободу культуры, мысли, жизни своих составных элементов.

Желаемая цель – живое единство

С точки зрения психологии первой великой жизненной потребностью человечества в настоящее время является его стремление к большему единству. Но это единство должно быть живым - не единство внешних форм в одежде, манерах и обычаях, деталях политической, социальной и экономической организации (к такому единству стремится механистическая эпоха современной цивилизации), но повсеместное свободное развитие с постоянным дружеским взаимообменом, близкое понимание, чувство общности человечества, великих общих идеалов и истин, к которым оно устремлено, некое единение и координация усилий в общечеловеческом движении вперед.

Место национальных культур в общемировой культуре: не растворение, но развитие во всей своей полноте и силе

Окончательным итогом будет общемировая культура, в которой каждая национальная культура будет не растворена или сплавлена с другими, отличными от нее по принципу или по темпераменту, но развита в полную силу так, что будет способна пользоваться всеми другими и в свою очередь способна делиться с ними своими собственными достижениями и оказывать на них влияние. Все культуры вместе, как своей обособленностью, так и своим взаимодействием, будут работать для общей идеи и цели - совершенства человека.

Лучше всего этому может послужить не сепаратизм и изоляция, которые и невозможны, но определенное своеобразие и независимость жизни, неподчиненной механическим силам искусственного единения. Даже внутри независимой нации пользу может принести тенденция к большей региональной свободе развития и свободе вариаций, нечто подобное возвращению к активной местной и региональной жизни древней Греции и древней Индии, средневековой Италии. Ибо прежних недостатков - соперничества, политической слабости, ненадежной национальной независимости в новых условиях, из которых исключены старые методы физической борьбы, уже не будет, в то время как культурные и психологические достоинства можно будет возродить.

Человечество, уверенное в мире и свободе, может свободно посвятить себя увеличению реальных человеческих способностей в жизни, целиком поддерживая свободное развитие индивидуального, местного, регионального ума и силы в прочной системе объединенного человечества.

К живому единству - условия продуктивного культурного и политического объединения
Мир, благосостояние и установившийся порядок в сообществе людей в высшей степени желательны. Они формируют фундамент великой общемировой культуры, которой должно быть объединено человечество. Но ни внешнее, ни внутреннее единство не должны быть лишены элемента, который важнее мира, порядка и благосостояния - свободы и энергии жизни. И только разнообразие и свобода группы, и свобода индивида могут гарантировать это.

Культура и жизнь - культура направляет жизнь к духовной свободе

Помимо благородного служения, состоящего в том, чтобы обогащать, расширять, поощрять жизнь человека, культура также должна давать жизненным силам руководящие законы, подчинять эти силы определенному моральному или разумному управлению, вести их за пределы естественных формирований до тех пор, пока она не сможет найти и дать жизни ключ к духовной свободе, к совершенству и величию.



перевод Сергея Третьякова (Ауровиль)