Публикации
Статьи
Человеческое единство
Международный район - живой образ человеческого единства
Начало
Ауровиль
Матримандир
Русский Павильон
Проекты
Новости
Публикации
Статьи
Ауровиль
Матримандир
Искусство
Культура
Человеческое единство
Архитектура
Йога и Духовность
Экономика
Впечатления
Журналы
Книги
Общение и контакты
Об Auroville.RU
Международный район - живой образ человеческого единства
«Идеальным для каждой нации с устоявшейся культурой было бы иметь павильон, представляющий эту культуру, построенный в стиле, который наилучшим образом выражает обычаи этой страны. Он будет представлять предметы, наиболее свойственные нации, как естественные, так и произведённые, а также то, что наиболее всего отражает интеллектуальные и художественные таланты страны и ее духовные наклонности. Таким образом, каждая нация имела бы вполне практический и конкретный интерес в этом культурном синтезе и могла бы сотрудничать в этой работе, взяв на себя ответственность за павильон, который она представляет. К этим павильонам могут примыкать жилые помещения, большие или маленькие (в зависимости от потребностей), в которых студенты из соответствующих стран смогут остановиться, таким образом наслаждаясь истинной культурой своей родной страны и, в то же время, получая образование в университетском центре, который познакомит их со всеми остальными культурами, существующими на Земле. В таком случае, международное обучение будет не только теоретическим, внутриклассным, но также и практическим – во всех деталях жизни».
Мать
.(CWM, том 12, «On Education» Международный университетский центр, стр. 40-41.Впервые опубликовано в Бюллетене в апреле 1952.)
Люди, которые тем или иным образом попали под влияние Международного района в Ауровиле, находят себя в специфической ситуации. Их просят построить павильоны, представляющие в живом виде культуры их уважаемых стран. Это один из тех редких случаев, когда указания Матери, что должно быть сделано в Ауровиле, кажутся устаревшими. Построить в Ауровиле павильоны культур – но ведь мир изменился, не правда ли? Что насчёт уже существующих павильонов, находящихся по всему миру, павильонов стран и групп стран? Что насчёт телевидения, Интернета, легкодоступных международных путешествий, что насчёт толкований культур? Всё это случилось через несколько десятков лет после ухода Матери. Какая польза от всех этих строений павильонов, пытающихся представить различные культуры мира в городе, который уже многокультурный? Информации о различных нациях и культурах достаточно, в мире много подобных проектов. Так в чём же тогда необходимость постройки павильонов и самого Международного района?
Один возможный ответ на этот вопрос: «Никакой необходимости нет. Время наций ушло – мы сейчас в другом времени – космополитическом и глобальном. И если кто-то хочет узнать о различных культурах, это можно сделать иным образом, без потери четверти территории Ауровиля на эту излишнюю инициативу». Это решение, несмотря на то, что оно ясное и честное – если оно честное, и если мы не воспользовались им, чтобы избежать проблем – все-таки в чем-то неудовлетворительное. Ауровиль пытается быть живым воплощением человеческого единства – как гласит его Хартия - и, скорее всего, мы не сможем обойтись без важнейшего представления этой цели в плане жизни города – без Международного района – не подумав дважды. Также тот факт, что Мать настаивала на этой идее больше 20 лет (впервые в статьях Бюллетеня [1] и позже при каждом удобном случае при планировании и строительстве Ауровиля), предостерегает нас от легких решений. По-видимому, этот вопрос необходимо исследовать глубже и найти глубинную причину необходимости существования Международного района.
Другой возможный – и позитивный! – ответ: «Мать сказала, нам необходимо сделать это. От нас требуется исполнение её воли полностью, без слишком сильных ментальных рассуждений и сомнений. Она позаботится, чтобы был успех». Если у вас есть вера, преданность и открытость в том, что Мать в состоянии позаботиться об этом, используя вас как инструмент, то это самая лучшая позиция. Но не все из нас такие счастливчики; может быть наш разум замутнён сомнениями или мы не можем довериться нашим восприятиям. Но даже если вы имеете сильную веру, глубокое и ясное ментальное понимание, но если оно не слишком твердое, то это всегда бесполезно.
Все сказанное приводит нас к третьей возможной позиции по отношению к проблеме Международного района – к необходимости в исследовании. Эта позиция приветствует предыдущую. И когда мы обращаемся к поиску глубинного значения, «почему» и «для чего» нужен Международный район, необыкновенные открытия ждут нас.
Образование и ауровильский университет
Если мы изучим происхождение Международного района и работы Матери и Шри Ауробиндо, связанные с ним, одним из удивительных открытий будет идея о том, что Международный район неразрывно связан с образованием.
Самое первое упоминание Матерью национальных павильонов – в контексте Университетского центра – было в начале 50-х годов прошлого века. Вдохновляющая идея Университета пришла от Шри Ауробиндо. Человеческое единство – основная тема Международного района и всего Ауровиля – должно было стать основной темой Университета: «Несколько общих идей будут служить базой для организации университетского центра и будут направлять его программу обучения. [...] Самая важная идея состоит в том, что единство человеческого рода не может быть достигнуто ни единообразием, ни доминированием, ни подчиненностью. Только синтетическая организация всех народов, где каждый займёт свое истинное место в соответствии с его талантами и той ролью, которую он играет в целом, может осуществить всестороннюю и прогрессивную консолидацию, которая будет прочной. И если этот синтез будет действительно живым, объединение свершится вокруг центральной идеи, которая поистине всеобъемлюща, в которой все тенденции, даже самые противоречивые, могут найти свои соответствующие места. Это высокая идея состоит в том, чтобы создать людям условия жизни, им необходимые, чтобы подготовить их к проявлению новой силы, которая создаст народ завтрашнего дня» [2].
Чуть ниже последует самое первое описание павильонов стран, которые представлены в начале этой статьи.
Мать пишет: «Вот почему международный университетский центр будет международным; не потому что студенты из всех стран будут приниматься в него, и не потому, что будут обучаться на своём родном языке, но, прежде всего, потому что культуры различных частей мира будут представлены там и будут доступны всем не просто интеллектуально – в идеях, теориях, принципах и языках, но также вживую, в привычках и обычаях и во всех сопутствующих формах – в живописи, скульптуре, музыке, архитектуре, убранстве, – а также физически – в ландшафтной архитектуре, одежде, играх, спорте, промышленности и пище»[3] .
Такова была идея павильонов, выраженная в самом начале. Эти павильоны должны были составлять большую часть Университета. Все это означает, что для понимания истинного значения павильонов может быть полезно более внимательно изучить идею самого Университета. Пытаясь организовать университетский центр в Пондичери, Мать говорила, что этот Университет – «единственное, как он [Шри Ауробиндо] на протяжении всех лет считал, и самое лучшее средство подготовки будущего человечества к восприятию супраментального света, который преобразует сегодняшнюю элиту в новую расу, проявляющую на Земле новый свет, силу и жизнь»[4].
Об этих идеях, которые были призваны служить базой для организации и планирования деятельности университета, Мать говорит, что «большинство из них уже представлены в различных работах Шри Ауробиндо и в серии статей в этом Бюллетене»[5].
Это было написано в 1952г. К тому времени серия статей о разуме света, написанных Шри Ауробиндо и собранных позднее в сборнике под названием «Проявление Супраментала», и серия статей Матери «Об образовании», начатая в ноябре 1950, были опубликованы. За ними последуют другие статьи (вероятно, самая важная серия «Четыре самоограничения и четыре свободы»). Одной из последних была статья «Мечта», выражающая мечту о Божественном, которая за 10 лет трансформировалась в идею Ауровиля[6].
Идея Университета была припасена не только для Пондичери и не была ограничена по времени лишь серединой XX века. Касательно времени Мать говорила, что создание Университета «может отнять пятьдесят лет, оно может отнять и сотню лет, и вы можете засомневаться в моем присутствии при этом. Буду ли я при этом или нет, но именно мои дети будут там выполнять мою работу» .
Позже, через 15-20 лет, идея Университета стала центральной идеей Ауровиля: «Постоянно действующий университет будет ключом существования Ауровиля, его смыслом. Университет должен быстро развиваться, чтобы ускорить приход будущего, мира гармонии, красоты и единства»[7].
Целый мир смысла открывается Международному району, если мы посмотрим на него с этой точки зрения. Мать дала нам только краткий набросок и несколько вдохновляющих намёков и глубин, которые нам еще предстоит открыть самим. С самого начала мы должны быть на страже против ошибки идентификации тех «университетов», как они понимаются и как они существуют в мире сегодня, с тем «университетом» (а значит, и с национальными павильонами и деятельностью в этих павильонах), задуманным Шри Ауробиндо и проявленным Матерью. Цель обучения состоит в поступательной эволюции существа, ведомого душой. В конечном счете, это движение психическое и духовное. Деятельность, природу обучения, структуру будущего ауровильского Университета Человеческого Единства и его национальных павильонов мы должны открыть, но не скопировать. Это непростое задание, ибо: «Мы здесь не должны делать (только чуть-чуть лучше) то, что другие могут делать. Мы здесь должны делать то, что другие делать не могут, потому что не имеют представления, как это может быть сделано. Мы здесь должны открыть путь в Будущее детям, которые принадлежат Будущему. Что-либо другое не стоит беспокойства и не заслуживает помощи Шри Ауробиндо»[8].
Такое ощущение, что приключение Ауровиля только что началось.
Будущее наций
Нация, о которой говорят Шри Ауробиндо и Мать, это существо с душой – вот следующее открытие. Вот почему мы можем сравнить нацию с индивидом. Как и у человеческого существа, у нее есть рождение, развитие, поиск истинного «я» - психического существа, скрыто направляющего эволюцию.
Государство – механизм, но нация это живое существо. Вот почему нет опасности её растворения в объединённом человечестве: нации – реальные живые существа. Чем больше нация открывает себя и чем больше начинает проявлять своё истинное «я», тем больше становится её реальное развитие и её вклад в эволюционный фонд человечества. Реальные достижения нации отражаются на всех людях в мире.
Естественной задачей павильона в Международном районе должен стать поиск души нации, ее исследование, представление или приглашение её. Международный район осуществит эту роль, если станет местом, где души наций будут действительно представлены, и поможет нациям поучаствовать в эксперименте Ауровиля. Человеческие существа смогут осознать своё единство, только когда они найдут свои души и когда их сознание духовно трансформируется – все существа едины в духе. Нациям придётся проделать ту же работу (можно даже сказать, что им придётся заняться йогой), чтобы достичь реального единства человечества. «Объединение, поэтому, в интересах всех, и только человеческие слабость и глупая самоуверенность могут препятствовать этому; но и они не могут вечно противостоять потребности Природы и Божественной Воли.
Но внешней основы недостаточно; должны вырасти интернациональный дух и мировоззрение, должны появиться международные образования и институты, возможны такие проявления, как двойное или множественное гражданство, добровольные обмен или добровольное слияние культур. Национализм должен исчерпать себя, потерять воинственность и больше не считать все это совместимыми с самосохранением и целостностью мировоззрения. Новый дух единства укрепится в человеческой расе»[9] .
Человеческое единство и эволюция
Идея человеческого единства встречает нас на каждом пути, предпринимаемом нами в поиске значения Международного района. Университет необходим Ауровилю, ибо это всего лишь один из инструментов (считаемый Шри Ауробиндо самым важным средством) для работы, нацеленной на человеческое единство. Но что означает человеческое единство? Почему на нём так сильно настаивали Мать и Шри Ауробиндо?
Представляется, что это одна из неизбежных практических целей в эволюционном продвижении на Земле. Это величайшее и несомненное свидетельство продвижения человечества – настоящее человеческое единство не может быть достигнуто без духовной трансформации – и признак победы. Внешнее человеческое единство – социальное, политическое, экономическое, культурное – это состояние, позволяющее человечеству сфокусировать его силы на подготовке к настоящей трансформации.
Вот мы и подошли к следующей важной идее эволюции – идее Международного района. Мы смотрим на мир, каким он был вначале и каким он стал сейчас, и видим эволюционное движение повсюду. Эволюция материи, из которой получилась жизнь, эволюция жизни к всё большей сложности и возможности носить разум, эволюция разума и человека, как высшего достижения в этом движении на данный момент. Куда же дальше направляется эволюция? Мы смотрим на историю человечества, как на запись постепенных, равномерных циклов поиска и развития, постоянного поиска чего-то реального и чего-то большего. И каково же направление нашего движения, если есть такое? Мы говорим о мире, какова же история мира? Один возможный взгляд – с позиции эволюции сознания. На коллективном уровне, уровне человечества, каждая нация пытается выразить себя и сделать вклад в ту же работу посредством своего уникального взгляда, своей уникальной индивидуальности и своего особого места и времени в истории. Все нации обязательны для этого процесса, все достижения и все ошибки являются вкладом в общюю копилку опыта единой души человечества. Нации, так же как и человеческие существа, могут сознательно участвовать в этом эволюционном движении. Нам нужно всмотреться в нас самих, используя все инструменты. Мы должны найти настоящего движителя и делателя работы, наше реальное «я», искорку Божественного в нас. Индия дала человечеству йогу, как сущностный инструмент для этого сознательного собственного поиска и саморазвития. Все современные достижения человечества должны быть также применены здесь.
«Все страны равны и, по существу, являются «единым». Каждая из них представляет собой аспект Единого Высшего. В земном проявлении все они имеют одинаковое право на свободное их выражение. С духовной точки зрения, важность страны зависит не от её размера или силы, или власти над другими странами, но от её отклика к Истине и от уровня Истины, который она способна проявить»[10] .
Если, по существу, человечество и народы - единое, нам не нужно создавать это единство заново, нам только нужно найти эту глубокую внутреннюю связь и реализовать её в жизни. Здесь, в Ауровиле, мы чувствуем, что только это может дать человеческим существам и нациям реальную надежду на мир в мире и гармонию между людьми и народами. Ауровиль – не обычный город, это город с душой. Эта душа стремится работать над проявлением Человеческого Единства. В Международном районе Ауровиля мы планируем создать павильоны разных наций мира. Каждый павильон будет выражать вклад страны в эволюцию человеческого сознания. Другая сторона работы павильона - это поиск и выражение души нации – первичного движителя эволюции. Эта деятельность павильонов ориентирована на исследование, образование (в сотрудничестве с ауровильским Университетом) и культуру. Планируется, что Павильон Единства будет координировать и помогать проявлению Международного района и поиску и представлению души объединённого человечества. Мы приехали в Ауровиль, чтобы исследовать эту возможность будущего Человеческого Единства. Ауровиль и Международный район приглашают все нации поучаствовать в этом эксперименте, помочь нам в движении по этому особенному пути в будущее. Здесь есть и атмосфера, и намерения, и возможности, способствующие поиску в этом направлении. Это практическое исследование – исследование в жизни. Международный район в сотрудничестве с CIRHU (Центром Международных Исследований Человеческого Единства) – развивающимся университетом Ауровиля – работает в этом направлении. Мы приглашаем все страны участвовать в этом предприятии!
Сергей Третьяков
(Обратный перевод с английского
Сергея Черенцова).
[1]CWM, vol. 12 [On Education], “An International University Centre”, pp. 37-42.
[2]CWM, vol. 12 [On Education], “An International University Centre”, p. 40.
[3]CWM, vol. 12 [On Education], “An International University Centre”, p. 40.
[4]Message 24 April 1951; first published at the time; Source: CWM, XV, p. 112.
[5]CWM, vol. 12 [On Education], “An International University Centre”, p. 40.
[6]CWM, vol. 12, p. 112.
[7]One of several quotes typed on a paper. Original language: French. Sources: AV Archives.
[8]CWM, vol. 12, p. 113.
[9]Sri Aurobindo, On Himself, p.405.
[10]CWM, vol. 13 [Words of the Mother, I], p 383.
Обсудить в форуме
Ссылки по теме
Мать о Международном районе Ауровиля