Сатпрем (по рождению Бернар Анженже - Bernard Enginger) умер 9 апреля 2007 года в возрасте 84 лет. Благодаря своим книгам, и, в особенности, благодаря его роли в публикации 13-томных дневников Матери, Сатпрем играет ключевую роль не только в представлении людям работ Шри Ауробиндо и Матери, но также в раскрытии масштаба и значения той попытки, которую они предприняли. Его труды воодушевили и продолжают воодушевлять людей по всему миру в их горячем стремлении осуществить великую работу по физической трансформации, начатую Шри Ауробиндо и Матерью, работу, которую он и его духовная соратница Суджата старались продолжить после ухода Матери. В Ауровиле, в первые годы становления города, он, несомненно, был фигурой значительного влияния во время конфликта с Обществом Шри Ауробиндо в Ашраме и борьбы за целостность Ауровиля, которую он представлял как критическую. Сатпрем был харизматической личностью и своей бескомпромиссной позицией заслужил большую верность одних и критическую реакцию от других. Выживший в концентрационном лагере, он был против любой формы тирании. Некоторые порицали его за агрессивный критицизм Ашрам Шри Ауробиндо и атаки на тех, кто не следовал по пути, который он предпочитал.
Ниже мы приводим слегка отредактированную версию короткой биографии Сатпрема из книги Джорджа Ван Фрекема «За пределами человека». «Сатпрем...- француз, родился в 1923 году в Париже, но всегда с ностальгией вспоминал годы своей юности, проведенные в Бретани. Во время второй мировой войны он стал участником движения Сопротивления. Ему исполнилось лишь двадцать, когда его арестовало гестапо, и полтора года он провел в немецких концлагерях. После войны, глубоко потрясенный пережитым, он стал сторонником идей и жизненных взглядов экзистенциализма, хотя не Сартр и Камю, но Жид и Мальро стали главными его вдохновителями. В 1946 году он писал в письме Андре Жиду: «Я полюбил вас, и некоторые отрывки из ваших книг помогали мне выжить в концлагерях. У вас я почерпнул силу, чтобы вырваться из буржуазного теплого гнездышка. Вместе с вами я искал «не столько овладения, сколько любви». Я провел изрядную чистку, чтобы предстать перед новым законом совершенно обновленным. Я сделался свободным... Наконец, я отрешился и от вас, но я не нашел новых учителей, и жизнь по-прежнему душит меня. Ужасная абсурдность того, что проповедуют Сартра и Камю, ничего не решает и лишь ведет прямиком к самоубийству». (Андре Жид, «Журнал» 1942—1949г.) Одно время Сатпрем работал чиновником во французской колониальной администрации Пондичери, но, гонимый своей вечной неудовлетворенностью, бросил службу и отправился на поиски приключений сначала во Французскую Гвиану, а затем в Бразилию и Африку. Тем не менее, будучи в Пондичери, Сатпрем однажды побывал на даршане Шри Ауробиндо и Матери, и он повсюду, даже в джунглях Амазонки, возил с собой «Жизнь Божественную» Шри Ауробиндо. В 1953 году после всех этих скитаний он возвращается в Пондичери, чтобы встретиться с Матерью и поселиться в Ашраме, вопреки своей индивидуалистической бунтарской натуре. «Я был «отъявленным западным бунтарем, и любые способы изменения мира казались мне превосходными априори», — писал Сатпрем. Время от времени он преподавал в школе Ашрама и, кроме того, обладая изрядным литературным дарованием, отвечал за подготовку французской версии издававшегося в Ашраме Отделением физического воспитания «Бюллетеня», который фактически издавался Матерью. Этот журнал выходил (и продолжает выходить) ежеквартально, и все публикации в нем приводятся на двух языках: английском и французском. Пять лет, проведенные Сатпремом в Ашраме, были периодом неудовлетворенности, нетерпения, сомнений, а иногда и откровенного бунта. Он включил часть своей переписки с Матерью в первый том «Агенды». Эти письма трогают до глубины души, показывая, с каким терпением, пониманием и любовью Мать обращалась со своими мятежными детьми. Она никогда никого не принимала в садхаки без должных на то причин, а уж если принимала, то делала это безусловно и навсегда. Снова и снова Сатпрем воображал, что ему удастся совершить свое внутреннее раскрытие в странствиях. Нет ни одного экзотического места на Земле, куда бы ни влекла его фантазия: Конго и Бразилия (во второй раз), Афганистан и Гималаи, Новая Зеландия и пустыня Гоби, путешествие на паруснике вокруг земного шара — обо всем этом и еще о большем мечтал он в своих письмах. Но Мать знала, что в действительности движет им, и поэтому она позволила ему в 1959 году стать учеником очень сведущего йогина-тантриста, который был также главным священником большого храма в Рамешвараме. Затем под руководством еще одного йогина Сатпрем в течение шести месяцев бродит по Индии как саньясин, странствующий монах, и получает посвящение в саньясины. Его роман «Телом Земли, или Саньясин» основывается на этом опыте. Но «птица всегда возвращается в гнездо», в Ашрам в Пондичери, к Матери. Она начинает приглашать его время от времени в свою комнату — сначала вроде бы для литературной работы, связанной с «Бюллетенем». Его все больше и больше очаровывает божественная личность Матери. Он начинает задавать ей вопросы (или она вкладывает эти вопросы в него), и она отвечает. «Сначала она звала меня... там было это большое кресло, в котором она сидела, и я садился на ковер перед нею и слушал. Действительно, она столько знала! Это было восхитительно — слушать ее. Но самое главное: мало-помалу она начала рассказывать ему о своих переживаниях». При всей своей безудержной эмоциональности Сатпрем был разносторонне образованным человеком и обладал острым интеллектом, значительным культурным багажом и, как писатель, — страстным, красочным стилем. Мы уже видели, что Мать сетовала на отсутствие у окружавших ее людей тяги к познанию, интеллектуальной жажды, интересов культурного плана. Она могла о столь многом рассказать, столь многим поделиться, поскольку обладала обширнейшим знанием и опытом во всех тех сферах бытия, где человек сталкивается лицом к лицу с «великими вопросами», но люди вокруг нее не пользовались этой уникальной возможностью. «Я маленький колокольчик, в который никто не хочет позвонить», — говорила она. И вот теперь перед ней был человек, обладавший аналитическим умом, суровым жизненным опытом и жаждой знания — идеальный инструмент для того, чтобы поведать другим впечатления ее невероятного странствия. И в то же время она работала над ним, в нем; она делала его йогу — как она делала йогу всех тех, кого она приняла, кого вобрала в себя. Постепенно Сатпрем начал осознавать важность этих бесед. И вот с согласия Матери в ее комнате появился магнитофон. Так возникла «Агенда». Часть их бесед касалась литературной работы, которой Сатпрем занимался под руководством Матери; другая часть была посвящена его собственной йогической эволюции, его йогическому образованию; и третья часть стала по воле Матери дневником, регистрирующим в общих чертах процесс ее трансформации. Все, что говорила Мать, было чрезвычайно интересно, все было информативно и поучительно. После ее смерти Сатпрем, ставший в тот момент в силу ряда обстоятельств единоличным распорядителем этих бесценных материалов, издал все эти записи, добавив к ним собственные письма к Матери, а также собственные примечания и толкования, в виде тринадцатитомной «Агенды Матери», хотя можно не сомневаться, что сама Мать никогда бы не позволила опубликовать некоторые глубоко личные фрагменты этих доверительных бесед и в том числе какие-либо высказывания, которые могут бросить тень на окружавших ее людей. После смерти Матери между Сатпремом и Ашрамом возник глубокий конфликт, имевший прискорбные последствия. Под руководством Матери Сатпрем написал книгу «Шри Ауробиндо, или Путешествие Сознания» — книгу, которая привела к Шри Ауробиндо и Матери стольких людей. Он также читал ей «Рождение сверхчеловека» — очерк, заслуживший ее высокой оценки. Затем, после ее ухода, он написал трилогию «Мать», в которой впервые анализирует и комментирует бесценные материалы «Агенды». «Разум клеток» — своего рода кристаллизация этой трилогии, а в «Гринго» и вышедшей после этого «Эволюции II» он рассказывает о собственной эволюции. Создается впечатление, что он считает себя единственным истинным преемником Шри Ауробиндо и Матери. В письме от 1983 года мы читаем: «Я должен принять решение удалиться [от мира], потому что я больше не прогрессирую в своей [внутренней] работе, я кручусь на одном месте. Должен же быть хотя бы один человек, который докажет, покажет миру, что путь к новому виду практически осуществим для людей. Иначе что толку в том, что Мать и Шри Ауробиндо сделали для человечества?»