В поисках Божественной Гармонии

Вера Липень, в интервью с Кристианом Фейетом, президентом канадского отделения организации «Ауровиль Интернешнл»

Многим гостям Ауровиля, приезжающим в город последние шесть-семь лет, доводилось наслаждаться глубоким звучанием необычного музыкального инструмента под названием «русские поющие колокола». Инструмент представляет собой набор латунных пластин, подвешенных на раму, на которых играют разными молоточками.

 Вера Липень, жительница Ауровиля, в поисках того, что достойного было бы представить глубинную красоту русской культуры в Международном районе Ауровиля, обнаружила этот особый инструмент, изобретённый знаменитым московским колокольным мастером Александром Жихаревым. Вера вдохновила Александра Ивановича создать инструмент для города Рассвета, и проект состоялся: изготовленная мастером звонница была представлена ауровильской общественности 22 декабря 2007 года в Павильоне Единства. С тех пор Вере приходилось много раз выступать в Ауровиле и за его пределами: в Амфитеатре и в саду Единства Матримандира, в ашраме Шри Ауробиндо, в Центре исследований в области исполнительских искусств (КРИПА), в Павильоне тибетской культуры, в Международном доме и в других местах. В феврале 2014 года колокола звучали на церемонии посвящения Международного района Ауровиля возле канадской статуи Инуксук. Русские поющие колокола участвовали в церемонии закладки первого камня и открытия главного здания Павильона Единства и Зала Мира в Международном районе, а также в торжественной церемонии инаугурации азиатского Стола Мира. На протяжении четырёх лет они регулярно принимали посетителей в Павильоне Единства на открытых коллективных программах. Звук этих колоколов был столь высоко оценен, что за последние несколько лет Вера побывала по приглашению со своими программами в нескольких европейских странах (Голландия, Швейцария, Турция), а также в США.
Русские поющие колокола, изначально символический дар России Ауровилю, одно из проявлений души матери-России, теперь составляют неотъемлемую часть ауровильской атмосферы; некоторые даже называют их «звуками Ауровиля, словно они всегда были здесь». Глубокое резонирующее звучание инструмента не только приносит слушателям наслаждение, но и дарит внутренние духовные переживания. Тысячи человек уже соприкоснулись с этими звуками в Ауровиле. В гостевой книге Веры более 400 записей на десятке разных языков: особое волшебство, духовная и целительная сила этой колокольной музыки отмечаются людьми из разных уголков мира. Гостья из Швеции однажды сказала, что она «хотела бы жить в Ауровиле только потому, что здесь есть эти звуки». Открытые еженедельные программы с колоколами, проводимые Верой – уникальная площадка, на которой равно комфортно чувствуют себя как музыканты, так и просто любители музыки. Знаменитые музыканты, посещавшие Ауровиль – французский пианист Марк Велла с «Караваном Любви», турецкий флейтист Тугай Башар, австралийская пара композиторов и исполнителей духовной музыки Ким Куньо и Хезер Ли играли в Ауровиле на русских поющих колоколах, творя гармонию в звуке.

русские поющие колокола

Однако необязательно иметь музыкальное образование для того, чтобы выражать свои чувства с помощью этого инструмента, ведь даже человек, впервые в жизни прикасающийся к музыкальному инструменту, вскоре обнаруживает, что здесь нет фальшивых нот – можно играть на пластинах свободно, как ребёнок, просто наслаждаясь красивыми сочетаниями чистых звуков. А возможно это благодаря особой и очень точной настройке поющих колоколов, позволяющей слушателю получить уникальный опыт погружения в единое поле длительно резонирующих звуковых вибраций.

Пусть теперь сама Вера расскажет о своей работе с русскими поющими колоколами:
«Когда я в первый раз услышала запись колокольной музыки мастера Жихарева, я застыла на месте; перед глазами почему-то начали вставать образы древней Руси – заснеженный лес, высокие терема. Я была очарована звуком этих колоколов, который одновременно погружал внутрь и поднимал ввысь, буквально перенося меня в иное измерение. Так что для меня это была "любовь с первого звука". Я чувствовала огромную Любовь, щедро изливающуюся Красотой высших сфер через звуки этого земного инструмента, и мне очень захотелось привезти его в Ауровиль, самое прерасное и дорогое для меня место на Земле.


Это стало первым проектом в моей жизни. Только после того, как инструмент появился в Ауровиле, я поняла, что если я действительно хочу показать людям ту Красоту, которую в нём слышу, мне придётся научиться играть на нём должным образом. И это была нелёгкая задача. Поскольку инструмент уникален, никакой школы игры на нём не существует, так что пришлось доходить до всего самой. По сути, сам инструмент учит Гармонии, так как каждая его пластина сделана в согласии с законами природной гармонии, и законы эти совершенно одинаковы для людей, Земли и всей Вселенной. Музыка и Гармония неразрывно связаны. Мать, основательница Ауровиля, говорила, что музыка способна передавать состояния сознания намного лучше, чем слова.

Мне интересна спонтанная музыка, которая приходит, когда погружаешься в состояние внутренней тишины – я учусь этому, и для меня это достаточно трудно. Я очень признательна ауровильцам за большую поддержку с их стороны: колокола приглашали в Амфитеатр Матримандира на празднования Нового года и дня рождения Матери практически с самого момента их появления в Ауровиле, и я очень благодарна за почётную возможность играть здесь. Недавно я получила приглашение раз в месяц играть в Саду Единства в Матримандире. Эти программы проходили на протяжении последних шести месяцев, и естественным образом сложилась традиция перед их началом проводить коллективную концентрацию.

русские поющие колокола

Коллективный аспект работы с этим инструментом весьма примечателен. Расскажу об одном любопытном факте: на праздновании 40-летия Ауровиля в городе проживали представители примерно сорока стран, и на тот момент в Ауровиле оказалось ровно сорок колокольных пластин, как будто они прибыли специально к юбилею; во время утреннего костра в них вместе звонили ауровильцы из многих стран мира. В феврале 2014 года во время церемонии посвящения Международного района, организованной «Ауровиль Интернешнл», колокола звучали совместным призывом к миру и единству в руках людей более чем из 30 стран. После короткой сонастройки люди, никогда ранее инструмент не видевшие, начали общаться друг с другом на языке звуков, получая редкий опыт совместного творчества и единения через звук.

Этот инструмент позволяет проводить особую работу в области коллективной гармонии. Последние три года я веду в Ауровиле программу «Сонастройка с Гармонией», на которой тщательно исследую тему групповой работы со звуком. Проходят занятия так: я раздаю каждому участнику по одной колокольной пластине и предлагаю им создать вместе гармоничное звучание, следуя только внутреннему чувству красоты. Поначалу требовалось около получаса, прежде чем люди действительно начинали слышать друг друга. А сейчас сонастройка может произойти за две-три минуты! Однажды на одном из таких занятий собрались представители пяти континентов. Музыка, рождаемая спонтанно шестнадцатью участниками, была пронизана таким глубоким чувством Единения и Радости! Для меня это было живой иллюстрацией отрывка из «Жизни Божественной» Шри Ауробиндо, в котором он описывает мировосприятие божественной души, осознающей своё единство со Всевышним и с другими душами: “Поскольку переживание единства есть основа любого опыта божественной души, она будет свободна от всех конфликтов нашего раздробленного сознания, разобщённого неведением и обособляющим эгоизмом. Все отдельные «я» в своих отношениях станут сознательными участниками общей игры, подобно бесчисленным музыкальным нотам, то расходящимся, то сливающимся друг с другом в единой вечной гармонии... На смену всему тому, что у человеческих существ, страдающих отсутствием цельности, было конфликтом, противоборством, разладом, придёт игра разнообразно взаимодействующих душ-мелодий, совместно звучащих гармоней бесконечной полифонии.»

Цель, поставленная Матерью перед ауровильцами – развить сознание человеческого единства, которое должно послужить основой для работы нового сознания и нового творения на Земле. Однако это единство не означает, что все просто возьмутся за руки – это нечто гораздо более глубокое. Речь идёт о том, чтобы обрести внутри самого себя Божественное Присутствие и научиться жить в состоянии единения с ним. Благодаря этому опыту появляется восприятие других людей как частиц-искорок одного и того же Божественного «Я» и становится возможным постепенное естественное гармоничное преобразование жизни, как индивидуальной, так и коллективной, поскольку в этом состоянии сознания мы начинаем руководствоваться внутренним знанием, а не представлениями нашего поверхностного разделяющего ума либо эгоистическими импульсами заключённой в нас жизненной силы.

И Шри Ауробиндо, и Мать считали музыку одним из важнейших инструментов воспитания души, поскольку она обладает силой возвышать сознание, углублять и приводить в гармонию наши чувства. Чтобы понять, какую роль Мать отводила этому виду искусства в Ауровиле, достаточно вспомнить её опыт от 8-го февраля 1969 года: «У меня было видение: зал в Ауровиле с большим органом… И все желающие могли придти туда и послушать музыку. Некоторые люди приезжали издалека, они приходили, садились, слушали, а затем уходили. А музыка была словно нисходящее Сознание, которое воздействовало на людей и становилось понятным для них, самоочевидным. Это было очень красиво – я надеюсь, что так и будет! Намного лучше, чем слова; как только начинаешь говорить (жест указывающий вниз), это уже не то.”

Благодаря уникальному мощному природному резонансу, звучание поющих колоколов, созданных русским колокольным мастером Александром Жихаревым, напоминает органное. “Этот инструмент поёт о мире, гармонии, единстве, он не только звучит так, но и передаёт эти состояния, пробуждает их в самом сердце слушателей » – запись оставленная в гостевой книге студенткой из Германии в 2012. В течение сорока лет своих исследований в области природного резонанса Александр Иванович создал целое семейство удивительных музыкальных инструментов, позволяющих прикоснуться к музыке космических вибраций. Все его инструменты представляют собой чудо резонанса, и мне бы очень хотелось, чтобы это чудо звука послужило Ауровилю наилучшим образом . И колокольный мастер готов и дальше делиться своими чудесами с Ауровилем.

русские поющие колокола

Я вижу необходимость создания специального места для этих исключительных инструментов, акустического театра, пространства священного звука, где слушатели могли бы погружаться целиком в гармоничные целительные звуковые вибрации, причём не только пассивно воспринимать их, но и сами общаться со звуками, играть и учиться быть вместе в гармонии, во внутренней тишине, прикасаясь к своим глубоким внутренним чувствам и выражая их в звуках.

Мне кажется, что подобное пространство будет весьма полезно для такого колоссально важного процесса, как создание Международного района Ауровиля, задача которого – выявить истинное предназначение каждого народа, ту роль, которую он должен сыграть в развитии человечества, его особое звучание в земном оркестре, его истинное место в общеземной гармонии. Во время занятий по коллективной сонастройке с поющими колоколами мы вместе с участниками из разных стран как раз и исследуем тему гармонии единого звучания. Настраиваясь на глубокие внутренние чувства, мы учимся выражать их в звуке, и из сочетания внутренних звучаний постепенно рождается особый род общения, в котором каждый интуитивно находит своё место, согласно собственному ощущению красоты, добавляя полноту гармонии совместного звучания. А поскольку требуется одновременно играть и слушать, звучать самому, в то же время внимая другим, предоставляя им пространство для самовыражения, происходит естественное и радостное расширение сознания. И если все участники этого упражнения проявляют добрую волю, можно почувствовать себя частью единого оркестра, управляемого невидимым внутренним дирижёром, частицей единого звучания. Для меня это основной посыл, который этот инструмент несёт для коллективного эксперимента Ауровиля: каждый из нас имеет своё особое звучание, и будь оно тихим или громким, нежным или ярким, высоким или глубоким, оно является неотъемлемой частью всеобщей гармонии. Нужно лишь помнить о нескольких простых вещах, чтобы позволить этой Гармонии проявиться через нас.

Проект постепенно развивается. В настоящее время я обобщаю весь опыт работы с этим инструментом, а также свои исследования в области коллективной сонастройки на веб-сайте Russian-Singing-Bells.com. Также я записала несколько дисков с колокольной музыкой. Появляются новые направления развития – например, в настоящее время мы обсуждаем с колокольным мастером возможность производства его уникальных инструментов в Ауровиле, а также возможность создания специального акустического пространства для общения со звуком, общения гармонизирующего и целительного. Мне, конечно же, нужна помощь во всех этих начинаниях, и я приглашаю к сотрудничеству всех тех, у кого мои устремления вызывают живой внутренний отклик: только вместе мы можем создать нечто поистине прекрасное. Благодарю".

"Роль музыки состоит в том, чтобы помогать сознанию подниматься к духовным высотам." (Мать)

Новости Ауровиля

Презентация проектов об обеспечении Ауровиля электричеством и пресной водой.

Презентация проектов об обеспечении Ауровиля электричеством и пресной водой.

27 февраля 2017 г. Майкл Бонке сделал презентацию проектов организации «Варуна» в Ауровиле....

Политика присоединения к Ауровилю от 2015 года

Политика присоединения к Ауровилю от 2015 года

В апреле 2016 года Ассамблея жителей города приняла новую Политику присоединения к Ауровилю,...

Вестник Матримандира - Май 2015

Вестник Матримандира - Май 2015

Работа в подземных помещениях под Амфитеатром Это фото было сделано в 1979-80 годах....

Подпишитесь на новости