История создания Матримандира

Модель Матримандира 1970 года

Рассказ Жиля Г.
(публикуется с сокращениями)

В июне 1965 года Мать из Шри Ауробиндо Ашрама начала рассказывать о своем намерении построить на севере от Пондичери: «… всемирный город, где люди из разных стран смогли бы жить в мире и нарастающей гармонии вне зависимости от политических взглядов, национальной принадлежности и вероисповедания. Цель Ауровиля – реализация человеческого единства».

С самого начала Мать говорила о том, что в центре ее города будет создан «Парк Единства», в котором будет построено то, что она сначала называла «Павильоном Истины» или «Павильоном [Божественной] Любви», или «Павильоном Матери». В конце концов, она дала этому павильону имя «Матримандир», переведя это слово на английский как «Храм Матери». Позже она добавила, что «Парк Единства» будет состоять из двенадцати садов, которые будут представлять собой двенадцать атрибутов или характерных свойств Божественной Матери, и этот парк вместе с Матримандиром будет окружен озером.

В конце 1965 года Мать решила, что одинокий баньян (на территории будущего Ауровиля) будет центром города. В то время на этой выжженной солнцем земле больше ничего не росло.

Начало 1968 года, Мать дает имя всем двенадцати садам Матримандира:
Существование, Сознание, Блаженство, Свет, Жизнь, Сила, Изобилие, Польза, Прогресс, Молодость, Гармония, Совершенство.

28 февраля 1968 года на месте, где в будущем возникнет город, вокруг белой Урны, вырезанной из камня в виде бутона лотоса, состоялась церемония инаугурации Ауровиля. Сейчас эта Урна располагается в центре большого амфитеатра. В тот день молодые люди, представляющие страны мира и штаты Индии, шествуя один за другим, вложили в Урну горсть земли с их родины. В это время была также зачитана на разных иностранных языках, а также на языках народов Индии, Хартия Ауровиля.

Позднее, в 1969 году, Мать сказала Нараду – садоводу родом из Америки, которому она поручила сады Матримандира: «Это должно быть настолько красиво, так красиво, что когда люди придут и увидят, они скажут: «Ах! Вот это красота!» Все это должно быть выражением того самого сознания, которое мы пытаемся опустить на землю». Он добавила: «Каждый должен понимать, как продвигаться от сознания к сознанию».

В январе 1970 года Мать попросила архитектора Роже Анже начать работу по созданию Матримандира. Она сказала ему, что уже неоднократно говорила о своем видении внутреннего Зала, а затем показала его набросок с размерами, который по ее инструкциям сделал Удар – инженер из Ашрама. Мать также сказала, что всего сооружения она еще не «видела».

Модель Матримандира 1970 года

Модель Матримандира, выбранная Матерью в марте 1970 года

В марте 1970 года Роже Анже представил Матери модель внутреннего Зала вместе с пятью различными моделями всего Матримандира. Она выбрала одну из них – слегка сплющенную позолоченную сферу – и архитектор продолжил свою работу.

В 1970 году Мать, отвечая на вопрос Хуты – художницы из Ашрама – продиктовала ее сыну следующий ответ: «Было решено, и решение остается неизменным, что Матримандир будет окружен водой. Однако сейчас это невозможно сделать, поэтому вода появится позднее, вероятно, через несколько лет… Матримандир должен быть построен сейчас, а окружен водой позднее». Размеры озера, а также его конфигурация не были зафиксированы Матерью во время ее жизни.

Модель Матримандира 1971 года

В феврале 1971 года Мать одобрила новую модель Матримандира, представленную ей Роже Анже. На этой модели сам храм располагается на овальном острове и выглядит как сердцевина лотоса в полном своем расцвете в окружении двенадцати больших лепестков. Здесь уже определена планировка и очертание острова с двенадцатью садами, баньяном, амфитеатром и так далее. В соответствии с этой моделью овал острова имеет точно такое же очертание, как вертикальное сечение самого Матримандира с размерами в 10 раз больше (360×290 м).

21 февраля 1971 года был заложен камень в основание Матримандира. Три недели спустя, 14 марта, началось рытье котлована. Вначале копали только ауровильцы, но работа затянулась настолько долго, что для ее ускорения было решено нанять 400 рабочих из местных жителей.

В начале 1971 года по соседству с Матримандиром был открыт питомник, где предполагалось начать изучение, акклиматизацию и размножение растений, необходимых для садов храма. Когда Мать спросили, должны ли люди, работающие в питомнике, оставить свою работу и помочь в рытье огромного котлована под фундамент Матримандира, она ответила: «Нет, сады также важны, как и сам Матримандир».
21 февраля 1971 года началось бетонирование основания Матримандира, знаменовавшее собой начало строительства сооружения. Тогда же Мать заявила: «Матримандир стремится стать символом Вселенской Матери, о которой говорит Шри Ауробиндо». В начале 1972 года она назвала четыре опоры здания Матримандира (северную, южную, восточную и западную) в соответствии с четырьмя аспектами или характерными особенностями Божественной Матери: Махакали, Махешвари, Махалакшми и Махасарасвати, а двенадцать помещений для медитации, расположенных внутри двенадцати больших лепестков Матримандира, в соответствии с двенадцатью Ее добродетелями: Искренность, Смирение, Благодарность, Настойчивость, Устремление, Восприимчивость, Прогресс, Мужество, Доброта, Щедрость, Уравновешенность, Спокойствие.

17 ноября 1973 года закончилось возведение четырех бетонных опор, на которых покоится Матримандир. Точно в это время Мать оставила свое тело.

Храм Матери

«Храм Матери»

Матримандир стремится стать символом Вселенской Матери, о которой говорил Шри Ауробиндо

«Матримандир стремится стать символом Вселенской Матери, о которой говорил Шри Ауробиндо»

«… это будет «Павильон Матери», но не этой (Мать показывает на себя) – истинной Матери, законной Матери: я говорю Матери, потому что Шри Ауробиндо использовал это слово, иначе я бы назвала это как-нибудь по-другому, я бы использовала для названия творческий принцип или принцип реализации, или… что-то еще в этом духе».

Мать 23.06.1965

Итак, Матримандир посвящен Вселенской Матери — Присутствию или Бытию, которое уже познано и которому с незапамятных времен поклоняются под разными именами многие народы мира. Древние египтяне называли Ее «Хатор», инки «Пачамама», японцы «Кваннон», индусы «Адити», католики идентифицировали ее с «Матерью Божией». Матримандир никогда не предназначался какой-то одной из этих персоналий или какой-то отдельной эманации или инкарнации Матери.