К единству

Идеал человеческого единства, который существовал на заре цивилизации, уже никогда не проявляется в полной мере, и самое удивительное: чем ближе мы подходим к нему, тем, кажется, больше оно ускользает от нас. И, как будто бы, потребность в человеческом единстве еще никогда не была такой высокой, как в начале 21 века, но, увы, весьма часто это самое единство, кажущееся неизбежным, воспринимается как нечто угрожающее.

Мир в состоянии кризиса

Мы говорим о всемирности, о глобализации и в то же самое мгновение сокрушаемся об опасности единообразия. Мы говорим о демократии, как об универсальном идеале, и о поступательном движении всех наций к ней, как о необратимом процессе, и в то же самое время эта демократическая модель воспринимается как система, навязанная другим некоторыми народами. Мы лицом к лицу столкнулись с проблемами окружающей среды, которые угрожают самому выживанию нашей планеты. Мы видим «глобальное потепление» и сокращаем ресурсы планеты, и мы знаем, что отдельное национальное государство разрешить эти всеобщие проблемы уже не в состоянии. Но сама концепция сверхнационального образования воспринимается, как посягательство на суверенитет национального государства, борющегося за него многие десятилетия со страданиями и болью.

Стирание культур

Мы заявляем, что мир сегодня это глобальное поселение, потому что технический прогресс сделал нашу землю очень маленькой, и новости могут тотчас достичь каждого жителя планеты по информационным магистралям. Но есть страх, что эта глобальная культура может стереть разнообразие культур. И на самом деле обсуждается, что огромные сдвиги к единообразию жизненных привычек, к единообразию знаний уже существуют.

Экономический фронт

На экономическом фронте процесс либерализации, о котором так много говорят, представляется многим как попытка повсеместного навязывания модели, пригодной только в некоторых странах, и повсеместного распространения культуры коммерциализма. Компьютер для каждого, а хлеб только для одной четвертой мира – это ли та цель, к которой мы все стремимся?

Наука

Интеллектуалы 19 века говорили о прогрессе науки, как о великом факторе, который может объединить человечество, поскольку наука была тем самым общим началом в умозаключениях всех людей и была международной по своей природе. Но мы сейчас знаем, что науку можно неправильно использовать, и если это делать, появляются новые и новые средства для разрушения. Мы уже потеряли веру в науку как панацею от всего зла, но чем же ее заменить?

Самое большое препятствие

Мы знаем, что эгоизм это самое большое препятствие для гармоничной жизни и мира на земле, но после стольких веков цивилизации никакое количество религиозных проповедей или моральных заповедей не в состоянии заставить эго предшествовать своим требованиям, поскольку говорить ему о дружбе – это все равно, что говорить ему о чем-то совершенно противоположном его собственной природе.

Потребность в реальном единстве

Следовательно, хоть нам кажется, что мы некоторым образом против нашего желания движемся к какому-то объединению, то мы ошибаемся — это не процесс, подобный процессу решения многих острых проблем на земле, и представляемое нами единство не отвечает глубоким потребностям и устремлениям человеческого существа. Действительно, мы начали понимать, что, если хотим сохранить у человека право развиваться и расти полностью свободным, это единство не может быть построено механическими средствами. Оно не может быть достигнуто, пока человек не осознает реальное единство между человеком и человеком. Оно не может быть достигнуто с помощью социальных механизмов. И мы даже уже стали осознавать, что, если целью такого единства является не осуществление более справедливой, более яркой, более благородной жизни всего человечества, такое единство вряд ли желаемо.

Человек будет превзойден

Таким образом, необходимо немедля понять, что это то единство, к которому нас подталкивают, несмотря на наше желание. «Человек — переходное существо» — сказал Шри Ауробиндо после Первой мировой войны,— «Эволюция продолжается, и человек будет превзойден». Шри Ауробиндо не только предвидел следующий шаг в эволюции человека, он рассказал нам, как участвовать в этом процессе: вместо того, чтобы оставаться пассивным наблюдателем в болезненном и непонятном процессе, мы могли бы принимать сознательное участие в нашей собственной эволюции и самостоятельно разрушать, кажется, нерушимые оковы.

Использование внутренних средств

Но для этого мы должны развернуть процесс в противоположном направлении, сказал Шри Ауробиндо, и вместо использования внешних средств мы должны повернуться внутрь, потому что без изменения человеческой природы никаких реальных изменений во внешних обстоятельствах, похоже, не будет иметь место. Единственный путь, по которому мы можем двигаться к единству, это постепенное осознание того, что существует тайный Дух, божественная Реальность, в которой мы все едины – не только осознать это ментально, но открыть эту Реальность в себе и жить с этим знанием. «Секрет единства – внутри» — говорил Шри Ауробиндо,— «секрет братства – внутри». Не существует единства, кроме как единства в душе, не существует братства, кроме как братства души в душе. Только когда мы станем жить в душе, а не в эго, реальное единство воцариться на земле.

Соединение с новым сознанием

И тогда этот «духовный век человечества» будет представлять трансформацию в человеческой природе настолько же важную, насколько важным было появление на земле мыслящего разума. Точно так, как тысячелетиями разум был центром жизни, так и в новой эре раскрытия человечества, или в супраментальной эре, душа станет центром жизни и действий. Новая стадия в эволюции человечества уже началась; новое сознание – выше разума, истинное сознание, как сказал Шри Ауробиндо,— в котором уже не будет места для двойственностей, сомнений и ограничений разума и жадности и слепоты эго, уже начало проявляться, и все схватки и конвульсии, являющиеся в настоящее время болезненным слезами нашей земли, есть внешние знаки этого эволюционного кризиса. Новое сознание уже работает в атмосфере земли; мы можем соединиться с ним, мы можем призвать его в себя, мы можем использовать его для трансформации всей нашей природы и, следовательно, мира, в котором мы живем.

Именно в этом глубоком и далеко идущем смысле Ауровиль посвящен человеческому единству.

«Новый дух единства охватит человеческую расу…» — Шри Ауробиндо