Интегральная йога

Многие ауровильцы, в особенности те, кто приехал в Ауровиль в ответ на зов души, видение духовной сути Ауровиля, практикуют «Интегральную Йогу», названную так Шри Ауробиндо. Они часто ссылаются на нее в повседневной жизни, также как это делается и на этом сайте. Мы поместили здесь несколько вводных определений, касающихся этой йоги, которые дал сам Шри Ауробиндо.

Главной задачей этой йоги является преобразование узкого, фрагментарного и поверхностного мышления, видения и чувствования, свойственных человеку, в широкое и глубокое духовное сознание и интегрированное внутреннее и внешнее бытие, преобразование нашей обычной человеческой жизни в жизнь божественную.

Эта йога признает ценность вселенского существования и реальность мира; ее цель – войти в высшее Сознание-Истину или Божественное Супраментальное сознание, в котором действие и творение являются выражением не несовершенства и неведения, но Истины, Света и Божественной Ананды (блаженства). Но для этого совершенно необходима полное предание нашего смертного тела, жизни и ума Высшему Сознанию, ибо обычному человеку войти в Супраментальное Сознание (где динамизм больше не является ментальным, поскольку его энергия имеет другую природу), пользуясь только своими силами, очень трудно. В эту йогу может войти только тот, кто способен принять призыв к такому изменению.

Садхана (йогическая практика, ведущая к достижению совершенства) интегральной йоги не следует никакому фиксированному ментальному учению. Она не имеет предписанных форм медитации, мантр и так далее. Она движется через устремление, самоконцентрацию, которая направлена внутрь или ввысь, через открытие себя Влиянию, Божественной Силе, находящейся над нами, и ее работе, Божественному Присутствию в сердце, а также она отвергает все чуждое этим проявлениям. Такое самораскрытие может придти только вместе с верой, устремлением и полной отдачей себя Божественному.

Вот метод, которому мы должны следовать: привести наше сознательное существо в постоянную связь и контакт с Божественным. Призывать Божественное трансформировать все наше существо в Его существо. В некотором смысле, Сам Господь, реальная Личность в нас, становится садхаком, практикующим садхану. Он также становится Господином Йоги, использующим низшее существо как центр божественной трансформации и инструмент его собственного совершенства. В результате, давление тапаса — силы сознания в нас — концентрирующейся на Идее божественной Природы, на том, что мы есть в нашей истинной полноте, осуществляет самореализацию. Всезнающее и всеосуществляющее Божественное нисходит в смутную и ограниченную низшую человеческую природу, постепенно просветляя ее и придавая ей новую энергию, заменяя своей собственной деятельностью все ограничения низшего человеческого знания и морали.

Цель Интегральной Йоги заключается не только в том, чтобы подняться из обычного неведения мирского сознания до контакта с божественным сознанием. Важно принести супраментальную силу этого божественного сознания в низшие сферы, в неведение ума, жизни и тела, с тем, чтобы трансформировать их, проявить Божественное здесь, создать божественную жизнь в Материи.

Эту йогу способны делать до конца только те, кто посвящает ей всего себя, кто готов отбросить свое маленькое человеческое эго и его требования с тем, чтобы найти себя в Божественном. Ее невозможно делать в духе легкомысленности или расслабленности; цель работы слишком высока, а сама она слишком трудна. Враждебные силы низшей Природы готовы воспользоваться малейшей лазейкой, малейшим послаблением, а необходимые для йоги устремление и тапасья (концентрация воли), требуют слишком большой интенсивности и постоянства.

Необходимо концентрироваться, предпочтительно в сердце, призывать силу Матери войти в существо и своей волей преобразовать наше сознание. Можно также концентрироваться в голове или в центре между бровями, но многим бывает трудно открыться таким способом. Когда ум погружается в покой, концентрация становится сильной, а устремление — интенсивным, тогда начинается опыт. Чем сильнее вера, тем вероятнее быстрый результат. В остальном нельзя надеяться только на свои собственные силы; необходимо установить контакт с Божественным и добиться восприимчивости к Присутствию и Силе Матери.

Ключевые методы

  • Путь, ведущий к преданности, к полному преданию себя Божественному. Только раскрытие психического существа приносит постоянную и чистую преданность, только удаление эго дает возможность осуществить полное предание себя Божественному.
  • Путь, ведущий к знанию. Концентрация в голове приносит раскрытие высших центров, успокоение или молчание разума и нисхождение мира и всего остального, принадлежащего высшему сознанию. Обычно все это происходит до тех пор, пока это высшее сознание не обнимет собой все наше существо, не наполнит тело и не овладеет всеми движениями существа.
  • Йога через работу. В этом случае необходимо отделение Пуруши от Пракрити, то есть внутреннего существа, находящегося в постоянном покое, от внешнего активного существа. Таким образом, практикующий этот метод имеет два сознания или двойное сознание; одно, находящееся позади, следит и наблюдает, хотя, в конечном счете, контролирует все и изменяет — другое, активно действующее на поверхности. Другой способ начать йогу труда заключается в том, что необходимо делать всю работу не для себя, но для Божественного, для Матери, посвящая свой труд Ей, до тех пор, пока не начнешь чувствовать, как Божественная Сила овладевает действиями и начинает выполнять их за тебя.
  • Принцип интегральной йоги. Весь принцип интегральной йоги заключен в том, чтобы отдать себя только Божественному и никому другому, и через единство с Божественной Матерью принести вниз в наше существо весь трансцендентный свет, всю силу, широту, мир, чистоту, истину-сознание и ананду Супраментального Божественного.
  • Фундаментальные реализации интегральной йоги. В ходе реализации достигается психическое преобразование, в результате которого полная преданность Божественному становится главным мотивом сердца и властелином мысли, жизни и действия. Осуществляется постоянное единение с Матерью и ее Присутствием. Сверху, через голову и сердце, во все существо нисходит Мир, Сила, Свет и т. д. Высшего Сознания, так что все это заполняет даже клетки нашего тела. При этом во всем видится единое и бесконечное Божественное, Мать; жизнь протекает в этом бесконечном сознании.

Источник: «Dictionary of Sri Aurobindo’s Yoga», compiled from the writings of Sri Aurobindo by M. P. Pandit, published by Dipti Publications, Sri Aurobindo Ashram.