Шри Ауробиндо — выдающийся философ, поэт, йогин. Приставка «Шри» к имени человека в Индии это выражение высочайшего уважения к тому, кто не только достиг при жизни духовной реализации, но и подвиг людей к этому.
Ауробиндо Гхош (родился в Калькутте 15 августа 1872 года, оставил тело в Пондичери 5 декабря 1950 года) получил западное образование в Англии, куда был вместе с двумя своим братьями отправлен отцом-англофилом. В Англии их поселили в семье священнослужителя, проживавшего в Манчестере. Их обучение началось в школе Св. Павла в Лондоне, а затем продолжилось в Королевском колледже в Кембридже. Шри Ауробиндо был прекрасным учеником, получавшим высокие оценки на экзаменах. В Лондоне он проникся идеями независимости Индии и не захотел стать должностным лицом колониальной администрации Великобритании, каковым был его отец, а потому, не явившись на занятия по верховой езде, постарался сделать так, чтобы его имя было вычеркнуто из этих списков. После возвращения в Индию в 1893 году Ауробиндо вплоть до 1906 года преподает английскую и французскую литературу в университете в Бароде.
Переехав в 1906 году в Калькутту, Ауробиндо становится ректором Национального колледжа Бенгалии. Затем он оставляет этот пост и включается в активную политическую борьбу за независимость Индии. Шри Ауробиндо был первым национальным лидером, настаивавшем на полной независимости Индии в качестве главной цели движения, и в течение нескольких лет все свое умение, все способности, всю энергию он отдает борьбе за достижение поставленной цели. Это привело к тому, что его арестовали по обвинению в измене, и почти год до суда он содержался в одиночной камере в тюрьме в Алипоре. В течение этого времени у него было несколько серьезных духовных переживаний, которые убедили его в истине «Санатана Дхармы» — древнего духовного знания и практики, распространенных Индии.
В поисках прибежища от непрекращающихся преследований британских властей после вынесения в суде оправдательного вердикта и освобождения из тюрьмы духовное знание направило Шри Ауробиндо в Пондичери – французскую колонию Индии, где он посвятил себя интенсивным исследованиям новых возможностей, открывшихся перед ним. Используя свои вновь проявившиеся способности, поддерживаемый Матерью – его духовным соратником – он продолжил свою неустанную работу по возрождению Индии и всего мира. Когда 15 августа 1947 года Индия провозгласила свою независимость, он выступил с обращением к нации, рассказав о мечте – о пяти стремлениях, для осуществления которых он уже работал, и пути реализации которых он теперь видел.
Пять стремлений Шри Ауробиндо
- «… революционное движение, которое сможет сделать Индию свободной и единой».
- «… возрождение и освобождение народов Азии, которая вернет себе великую роль в становлении человеческой цивилизации».
- «… единение мира, формирующее внешнюю основу для прекрасной, светлой и благородной жизни всего человечества».
- «… духовный вклад Индии в мировую копилку».
- «… шаг в эволюции, который приведет человека к высшему сознанию, более обширному, и он начнет решать проблемы, которые ввергали его в серьезные затруднения, сбивали с толку с тех пор, когда он впервые стал думать и мечтать об индивидуальном совершенстве и совершенном обществе».
Уникальность и своеобразие идей Шри Ауробиндо заключается в том, что он соединил, сплавил воедино, современную научную концепцию эволюции с извечным гностическим опытом всепроникающего божественного сознания, поддерживающего все феноменальное существование. Его синтез стал не философской конструкцией, но реализацией, осознанием, непосредственно проистекающим из духовного опыта. Раскрытие все более и более сложных форм и высших уровней сознания из всеобщего изначального материального несознательного представляется постепенным возвратом к самоосознанию и разнообразному самовыражению свернутого Духа. Очевидно, что этот процесс не является законченным, и далее предполагается эволюция высших уровней сознания и менее сознательных форм переживания. Но с развитием Разума человеческие существа – индивиды – могут, если они захотят, использовать свою волю и интеллект, чтобы сознательно участвовать в этом процессе самораскрытия и самоисследования. Это знание утверждает оптимистическое и динамическое мировоззрение, которое предоставляет каждому индивиду значительное место в поступательном космическом развертывании и приносит понимание необходимости человеческого стремления, будь то личного или коллективного, в новой и важной перспективе. Много аспектов этого мировоззрения проработано в 37-томном полном собрании работ Шри Ауробиндо.