Что особенного в детском саду Ауровиля?

Сравнительное исследование дошкольного образования школ Монтессори, Вальдорф, Прогрессивной и школы Ауровиля. Автор Хейди Уоттс, доктор философии, ректор Университета Антиохии.

Из брошюры опубликованной SAIIER в мае 2000 года.

“В каждом есть нечто божественное, нечто личное, возможность совершенства и силы в сколь угодно малой сфере, нечто, что Бог предлагает принять или отвергнуть. Главной целью образования должна быть помощь растущей душе в нахождении в себе того лучшего, совершенствования его для благородного использования.” 

– Шри Ауробиндо

Введение

Недавно подруга в Ауровиле спросила: «Что из себя представляет детский садик?», я ответила: «Это очень особенное место». «Правда? Почему? Что там происходит?».

Эта статья – попытка дать ответы на ее вопросы и на подобные им, что время от времени возникают у моих друзей и знакомых в Ауровиле и вне его.

Я встретилась с персоналом Детского Садика Ауровиля в декабре 1996 года, и мы задались некоторыми вопросами. Что особенного, уникального в Детском Саду Ауровиля? Чем он похож и чем отличается от других садиков? Что подходит деткам для развития в таком возрасте?

Соответствует ли программа Детского Садика известным данным о материалах, развивающих Вашего ребенка? Последовательна и понятна ли ее философия?

Для обеспечения базы обсуждения, во время нашей первой встречи я рассмотрела три успешных подхода к организации детских садиков: Монтессори, Вальдорфский и Прогрессивный. На нашей второй встрече мы рассмотрели принципы развития, обоснованные книгой «Критерии» Чипа Вуда. В этой статье я хочу резюмировать наши беседы и описать свои впечатления, как стороннего наблюдателя, об особенностях Детского Садика Ауровиля. Однако, в первую очередь, хочу дать ответ на второй вопрос моей подруги: «Что там происходит ?» Надеюсь, это описание дня Детского Садика поможет по прочтении представить людей, пространство и атмосферу .

Детский Садик Ауровиля

Как описать Детский Садик Ауровиля? Здесь примерно 46 деток в четырех группах. В Желтой группе детки трех лет, в Оранжевой – четырех, в Синей – пяти лет, и шестилетние в Зеленой группе. В каждой группе, конечно, есть детки, которые вот-вот достигнут возраста группы. Есть ответственный преподаватель и помощник для каждой группы. Во всех группах есть преподаватели из Франции, Германии, Италии и Индии. А культурное смешение деток и того разнообразней. Все они дети ауровильцев, но их домашний язык общения может варьироваться от Тамильского до Русского, от Французского до Хинди. Общий язык для всех групп и язык преподавания в Детском Садике – английский.

Место

Детский Садик располагается в новом здании, соответствующем назначению, расположен в городской зоне. Это большое, просторное, одноэтажное здание с четырьмя классными комнатами, столовой, библиотекой, детской туалетной комнатой и большой открытой игровой площадкой, актовым залом. Здание из теплого красного силикатного кирпича с глубокими подоконниками и отделкой деревом, окрашенным в яркие цвета, как и двери классных комнат. За оранжевой дверью Вы найдете Оранжевую группу и так далее.

В круговом пространстве прихожей часть стены выделена большой доске объявлений, где на этой неделе волонтеры представили привлекательную иллюстрацию концепции ветра. В другой части стены огромный аквариум на уровне глаз деток, в котором мечтательно плавают рыбки среди подводных папоротников. Иногда на стене бывает демонстрация детских работ. Сейчас вереница разукрашенных, будто прошедших сквозь радугу, слонов марширует вокруг главной доски.

Физическая активность и энергетические потребности малыша хорошо сбалансированы. В большой игровой комнате иногда проходят уроки танцев или подвижные игры, также детки могут играть здесь в свои собственные игры. На игровой площадке позади здания есть качели и стенка для скалолазания. Есть большая песочница и возможность помыться. В жаркие дни бассейн приносит приятное облегчение. Здание окружено клумбами, цветы на которых высаживают детки.

Это действительно детский садик – садик детей.

Программа

Детки, недостаточно взрослые для самостоятельной поездки в садик на велосипеде, приезжают на автобусе, или их привозят родители. Собираются с 8.00 до 8.30. В 8.30 или немногим позже каждая группа собирается в открытый круг – чтобы поделиться историями, вместе поиграть. Каждый круг начинается с небольшого ритуала. Детки садятся на пол в круг, зажигают свечу, закрывают глазки, и медитируют в тишине несколько минут. Это «концентрация», собственная ауровильская практика, использующаяся для начала и, иногда, для завершения встреч, уроков, бесед и т.п. По наблюдениям, в школах такая практика оказывает удивительный эффект успокоения и сосредоточения даже на самых активных детей.

После открытого круга есть время пообщаться, поделиться и спланировать занятия. После перекуса в 10.30 и короткого перерыва – обед, который подают в соседней столовой в 12.00. После обеда детки играют, пока не наступает время уходить, около часа. Детский Садик был описан персоналом в некоторых деталях, мне бы хотелось представить здесь некоторые из них, сгруппировав согласно пяти направлениям развития личности, выделенным Матерью: физическое, интеллектуальное, эмоциональное, психическое и духовное.

Психология и духовность

  • Атмосфера в садике теплая, любящая, простая и красивая. Детки чувствуют себя безопасно и непринужденно, самостоятельно убеждаясь в том, что это место для них, для обеспечения их потребностей.
  • Весь садик обычно выбирает одну тему для изучения одновременно, что учит делиться друг с другом и прививает чувство единства.
  • Естественная дружба завязывается между детками разных культур и национальностей, развивая понимание единства человечества.
  • Каждое утро детки создают Колам из корзины цветов – традиционное тамильское украшение в центре прихожего зала. Детки создают Колам сами или помогают в этом преподавателю. Игры с цветами развивают чувственность деток.
  • Все преподаватели имеют возможность пообщаться с детками в течение дня или недели.
  • Это помогает создать ощущение взаимодействия и целостности отношений между преподавателями и детьми, и, как результат, дети не чувствуют резкого разделения при переходе из одной группы в следующую.
  • Каждая группа посещает дома всех деток в группе. Это уменьшает разрыв между садиком и домом и помогает деткам познакомиться ближе, упрощает возникновение дружбы. Эмоциональная атмосфера в группе значительно улучшается.
  • Преподаватели внимательно наблюдают за детками и периодически делятся своими наблюдениями друг с другом и с родителями с целью выделения особенностей каждого ребенка. Преподаватели заметили, что, получая больше сведений об уникальных особенностях каждого ребенка, они могут эффективней помогать их развитию.
  • Сохраняется тонкий баланс между привлечением ребенка к занятиям, выбранным преподавателем, и сохранением возможности самостоятельного выбора из предложенного набора занятий.

Физическое развитие

Шри Ауробиндо и Мать подчеркивали важность физического развития, конечной целью которого является проявление высшего сознания в частицах нашего тела. Мать сказала: «Развивая тело с чистыми намерениями и рациональными методами, одновременно мы помогаем росту души, ее развитию и просветлению».

В Детском Садике практикуются следующие занятия для физического развития:

  • Примерно через 20 минут после перекуса в первой половине дня детки могут свободно играть на площадке, где есть различные качели, горки, и детский лабиринт. Оставаясь под присмотром преподавателей, детки получают возможность абсолютно свободно играть вместе или самостоятельно. Качества лидерства и согласованность действий развиваются естественным путем.
  • На соседней площадке детки упражняются в хождении по трубе, преодолевают веревочный мост – как по верху, так и по низу, повисая, кувыркаются на площадках, подвешенных на разной высоте, взбираются на цепную стенку. В их завершающий год в садике детки также учатся прыгать через скакалку и играть в разные детские игры, например, казаки-разбойники.
  • Регулярно учитель танцев занимается с детками, представляя различные движения как игру и простые упражнения, что помогает им заметно улучшить восприятие своего тела.
  • Двое преподавателей учат детей осознанию работы тела раз в неделю во второй год в садике. Упражнения и игры улучшают концентрацию и приводят деток к осознанию всех частей их тела.
  • Также детки ходят в бассейн, по меньшей мере, дважды в неделю и через игры с помощью предварительных упражнений учатся плавать.

Развитие эмоциональности

Шри Ауробиндо и Мать указывали на факт, что развитие эмоциональности личности в настоящее время не подкреплено научной базой, или вообще опускается. Они особенно акцентировали на развитии и тренировке восприятия сигналов от наших органов чувств для более точного, конкретного их понимания – как базе развития внутреннего «шестого» чувства. Особое значение придается развитию эстетического вкуса, чувству прекрасного, гармонии и порядку. Эмоциональная составляющая личности ребенка может быть легко искажена, если условия развития созданы неверно.

В вихре современной жизни у детей проявляется множество эмоциональных проблем. Некоторые занятия в Детском Садике направлены на эмоциональное развитие:

  • Набор простых привычек мягко прививается деткам, пока не станет естественным. Входя в здание, необходимо снимать сандалии за контрольной линией. Игру или книгу следует класть на место после использования; также и другие действия следует выполнять так, чтобы не создавать беспокойства взрослым или другим деткам; есть, не создавая беспорядка; мыть руки до и после еды; чистить зубы после обеда и полоскать рот после перекуса. Деток поощряют хотя бы попробовать все предлагаемые им блюда. Преподаватели на заставляют, но мягко настаивают, если видят, что ребенок отказывается кушать из-за каприза, а не от врожденного неприятия.
  • Важно преодоление сложностей общения между самими детками. Игнорировать друг друга, делать обидные замечания, жадничать, обижать, драться и выделять любимчиков – все это время от времени проявляется у любого ребенка. Преподаватели внимательно наблюдают за детками и находят соответствующие пути разрешения конфликтов, отучая от подобного поведения. Для усмирения драчунов, к примеру, следует опуститься на уровень глаз детей и попросить каждого объяснить, из-за чего возник конфликт. Детская энергия не подавляется, но перенаправляется в мирное русло. Деток не осуждают, не клеймят «плохим» – только выделяют особенности поведения, являющиеся неприемлемыми.
  • Большое количество возможностей для свободного творчества и самовыражения: большие кубики, конструкторы Лего, рисование, живопись и драматургия. Простые драматические упражнения помогают деткам обострить их сенсорные реакции, способствуют развитию воображения и повышают осознанность их эмоционального состояния. Обыгрывание различных эмоциональных состояний, к примеру, гнева или страха способствуют созданию дистанции между собой и своими эмоциями, тем самым улучшая контроль над ними.
  • Регулярно проводятся игры, развивающие сенсорику В продаже есть хорошие игры, развивающие видение, но мы создали много других простых игр, использующих привычные объекты – фрукты и семена для улучшения эффективности восприятия и других органов чувств.
  • Дети учат много песен на английском, тамильском, французском языках и санскрите. В старшей группе начинается изучение музыкальной грамоты.
  • У многих детей, в основном разведенных родителей, проявляется отсутствие самоуважения. Персонал уделяет особенное внимание таким деткам и заботится о том, чтобы другие не проявляли к ним уничижительное отношение.
  • Соперничество, достаточно сильно развитое у некоторых детей, зачастую негативно влияет на всю группу. Персонал старается отслеживать причины такого поведения и находить приемлемые пути разрешения. Поощряется понимание того, что не все детки одинаково успешны в одной и той же области – некоторые хороши в спорте, другие в рисовании или музыке и т.д. – и предлагают детям много игр, не соревновательных, но развивающих сотрудничество.

Интеллектуальное развитие

Мать высказала как основное правило, что до семилетнего возраста ребенок не осознает себя и не знает причин своих поступков: «Это время для развития его внимания, для обучения концентрации на том, что он делает, для получения минимума знаний, достаточных, чтобы ребенок не был маленьким зверьком, но осознал свою принадлежность к человеческой расе через элементарное интеллектуальное развитие.»

Также она сказала: «Понимание и ясное видение причин поступков, причин импульсов, понимание детской внутренней конституции должно стать точкой опоры и выдвинуто на первый план. Это все, что вам следует сделать, а затем оставьте их: оставьте их свободными для цветения, просто дайте им возможность увидеть многие вещи, прикоснуться ко многим вещам, сделать столько, сколько они способны. Это большое веселье. И, прежде всего, не пытайтесь навязать им что-то, что, как вам кажется, вы знаете.»
Нет никакого давления на рассуждения и развитие абстрактного мышления ребенка. Все понятно и осязаемо. Дети приглашаются к познанию окружающего мира. Они ходят на прогулки на фермы, пляжи, в леса, каньоны и к озерам вокруг Ауровиля. Дети учатся ценить природу и многообразие на собственном опыте.

  • Как с частью природы, они знакомятся со многими животными и птицами, которых приносят в садик: черепахи, змеи, ящерицы и другие распространенные виды. Также учатся правильному обращению с ними.
  • Дети готовят простые блюда и ухаживают за садом. Они отмечают праздник Рождества, День Рождения Ганеши, Дивали, а также дни рождения Шри Ауробиндо и Матери.
  • В Детском Садике детки общаются в среде четырех языков: английский, тамильский, французский и санскрит. Английский является языком обучения, еще дети учат простые песни, цифры, и слова на других языках. Детки в этом возрасте особенно восприимчивы к звукам других языков; если они научатся воспроизводить эти звуки, пока их голосовой аппарат наиболее пластичен, в будущем им будет легче освоить беглую речь.
  • Все детки вовлечены в развитие сенсорики, что способствует созданию базы дальнейшего развития навыков чтения и письма.
  • Как только ребенок проявляет готовность, его поощряют к изучению чтения и письма.

В младшей группе математические концепции вводятся посредствам сортировки, группировки, алгоритмизации, сравнения, операций с числами от 0 до 12, всегда познавательной как для физического развития, так и умственного. Старшие детки изучают математические понятия через игры, работая с числами до 50, с простым сложением, вычитанием и иногда даже умножением и делением. Понятия веса, объема, времени и пространства объясняются также с помощью игр и простых материалов.
Благодаря сознательному вниманию к духовному и интеллектуальному развитию, физической культуре и воспитанию чувственности, большему акценту на получение опыта, чем на абстрактное мышление, Детский Садик можно рассматривать как пример интегрального образования Вашего ребенка.

Равновесие

Легче описать место и программу, чем описать чувства, пронизывающие Детский Садик. «Равновесие» – вот слово, что я сама услышала и сказала своей подруге. Равновесие. Существует сильное устойчивое равновесие между удовлетворением потребностей каждого ребенка и удовлетворением потребностей группы. Детки имеют много возможностей для самовыражения, для изучения своих собственных интересов, однако, от них также ожидается уважение и внимание друг к другу, бережное отношение к окружающей среде, им следует слушать, вносить свой вклад и делиться.

Такое же равновесие прослеживается и в распорядке дня, который чередует активные занятия с тихими, групповые и выбранные ребенком самостоятельно.

Несколько необычным аспектом учебной программы Детского Садика является наблюдение и концентрация, развивающие чувства в различных направлениях. Физический, эмоциональный, интуитивный, социальный и духовный аспекты развития ребенка – у каждого есть место для проявления (что и является детским трудом) в этом Детском Садике. Это полностью согласуется с целью Детского Садика – развитие ребенка во всех аспектах и направление его к божественному сознанию. Я видела детские садики, что делают упор на социальном развитии, развитии когнитивных навыков, но редкий садик достигает баланса между всеми аспектами взросления ребенка, включая психологическое и духовное.

Одной из особенностей Детского Садика, что я нашла замечательной, является работа с телом в движении, которую Джоан и Алока проводят во всех школах Ауровиля. Я была удивлена тем, с какой готовностью приходят мне на ум превосходные степени, когда я вижу их работу. Они создали упражнения и занятия, выделяющие и укрепляющие невербальные качества в развитии деток от мала до велика. И все это они выполняют с, кажется, интуитивным чувством постепенности, следуя от маленького достижения к следующему и дальше, по возрастанию уровня сложности. Дети начинают осознавать свои тела, их место в пространстве, как они двигаются и где их центр тяжести, посредствам разнообразных занятий. Они экспериментируют с разной ходьбой: быстро, медленно, ползком и галопом, ходьбой строем или по доске, вверх и вниз по полосе препятствий, по лестнице, с завязанными глазами, под музыку; каждый раз я вижу что-то новое, и каждый раз я вижу связь между занятиями и повышением уровня уверенности и осознанием своего тела у детей.

Джоан и Алока объединили свой опыт в танцах и физической терапии и создали синтез, направленный на развитие физических навыков растущего ребенка. Мне кажется, здесь будет уместно употребить слово «уникально». Никогда прежде я не видела такой заинтересованности и такой концентрации на движениях среди детей в других школах. Я видела похожее понимание и контроль тела иногда в классах танцев или гимнастики, но поголовно среди всех детей, попавших в школу – никогда. (Примечание: работа с осознанием тела описана более детально в Исследовательском Письме SAIIER’s №2 1997-98)

Их достижению быть может поспособствовал тот факт, что дети Ауровиля растут в активной среде. По округе они передвигаются пешком или на велосипедах, и зачастую имеют большую свободу действий как дома, так и вне его. Существует акцент на здоровье и спорте, развлечениях на свежем воздухе, да и Ауровиль – относительно безопасное место для детей; они могут свободно перемещаться, чем часто и занимаются.

Другой замечательной особенностью Детского Садика является уважение языковых различий. Все детки учатся говорить на английском, но также у них есть уроки французского, тамильского и санскрита, где они учат песни, игры, простые фразы, достаточные для начала изучения того, как формируются звуки языка, как раз в оптимальном возрасте для прослушивания, воспроизведения и запоминания лингвистических звуков.
Хотя это достаточно беглый обзор Детского Садика, надеюсь, читатель, незнакомый с программой Детского Садика, получит достаточно информации для сравнения с изложенным в нижеследующем описании…

Философские истоки определения характера школы

На нашем первом семинаре мы говорили о различиях между различными подходами к организации детских садов, и, для подготовки основы, кратко рассмотрим философские основы этих подходов. Любое реальное понимание образовательной философии должно начинаться с очень простых рассуждений о природе человека, вселенной и цели жизни как мы ее понимаем. Зачем мы на этой планете? Какова природа человека? Мы рождаемся изначально хорошими, плохими или с нейтральной моралью? Что есть отношения между человеческим началом и Божественным? Наши ответы на эти основные философские вопросы формируют ответы на вопросы о цели и методе образования.

Если кто-то верит, согласно Кальвинистам, что дети рождаются в первородном грехе, и имеют изначальную склонность к злу, то задачей образования становится обучение или принуждение ребенка к добру, против его или ее природных наклонностей.
Если верить, что люди рождаются изначально хорошими, согласно Руссо, то задача образования, в первую очередь, увидеть, что природные задатки ребенка не ограничены и что ограничения личной свободы, необходимые для жизни в обществе, сводятся к минимуму.

Если, согласно Дьюи, верить, что дети рождаются не плохими и не хорошими, а учатся правильному и неправильному, взаимодействуя с окружающей средой, где они растут, тогда природа окружающей среды, которая включает также людей и жизненный опыт ребенка, получают огромное значение.

Эти утрированно упрощенные высказывания приводятся лишь для того, чтобы показать: даже самые обыденные решения в школах, в конечном счете, принимаются на основании допущений о природе Вселенной. Высказав это, спешу добавить, что ни одна школа не является идеальным примером одной философии, так как даже в самых «чистых» школах есть небольшие отклонения в личных убеждениях, и, что еще более вероятно, в том, как по-разному похожие убеждения проявляются на практике. Итак, для примера, не смотря на то, что все мы верим, что свобода выражения имеет важное значение для детей, поощрение этой свободы одним человеком может диаметрально отличатся от того же поощрения другим.

В маленькой книге под названием «Проблемы и альтернативы в философии образования» Георг Найт приводит пример, насколько по-разному убеждения могут быть отражены в практике. Он оценивал каждую философскую программу образования в четырех категориях: роль преподавателя, роль ученика, роль учебной программы, и цель образования. К примеру, в школах традиционного Кальвинистского подхода исходят из предположения, что ребенок, предоставленный самому себе, вырастет маленьким дикарем, «Повелитель мух» – прекрасная иллюстрация такой философии. Роль учителя состоит в направлении ученика по правильному пути мышления и поведения, роль ученика – быть послушным, почтительным и трудолюбивым. Учебная программа должна состоять из основных навыков, прививать ценности и развивать мышление.

В «свободных школах», основатели которых верят, что ребенок, предоставленный самому себе, будет процветать и естественным образом придет к пониманию, что есть хорошо и правильно, роль учителя заключается в содействии, он стоит в стороне и вмешивается только в случае необходимости. А.С.Нил, глава Соммерхила, одной из наиболее известных свободных школ, говорит, что в Соммерхилл есть всего 2 правила: нельзя делать ничего, что ранит кого-то, и нельзя делать ничего, что ранит тебя самого. Конечно, здесь есть широкое поле для споров о том, что подразумевать под словом «ранит», но в целом Нил вмешивается только в случае угрозы нанесения физической травмы с длительными последствиями человеку или окружающей среде. Т.е. нельзя сжигать здание или бросать камни в прохожих, но можно провести весь день, сооружая домик на дереве и никогда не приходить на занятия в класс, и можно есть/спать/работать, когда захочется. Нил утверждал, что после периода экспериментирования, у детей естественно устанавливаются здоровые понятия о труде и играх. Роль ученика заключается в развитии его или ее собственного потенциала без каких-либо препятствий.

Я верю, что, когда Шри Ауробиндо сказал: «Разум необходимо консультировать в его собственном развитии», слово «консультировать» предполагало, что дети должны участвовать в принятии решений об их собственном обучении, однако это не значит, что они должны быть предоставлены сами себе. На семинаре о Детском Садике мы рассматривали себя где-то посередине между этими крайностями, но с, пожалуй, большей симпатией к последней, и оглядывались на три современных подхода к дошкольному образованию, которые кажутся наиболее близкими к нашей системе ценностей, и которые могут быть поучительны при составлении программы Детского Садика.

Три современных философских подхода

Три подхода – Монтессори, Вальдорф и Прогрессивный – имеют несколько общих существенных особенностей. Все три придают значение уникальности и целостности ребенка как личности, и детству как ступени бытия. Все три придают значение целостности личности ребенка, его способностям к развитию в физической, социальной, интеллектуальной и эмоциональной сферах. (Различие этих подходов в акцентах на духовных и интуитивных способностях ребенка, к которым обратимся позднее.) Все три считают, что ребенок растет и развивается за счет активного взаимодействия с окружающей средой, и роль взрослого как наставника и примера не может быть переоценена.

Наконец, все три подхода соответствуют теории постепенного развития, несмотря на то, что их основатели не могли быть знакомы с массой исследований детского мышления, характерных для последних 60 лет. Конечно, все они рассматривают детство как уникальный период, период исключительно стремительного роста во всех областях.

Школы Монтессори

Мария Монтессори родилась в Италии, по получении опыта работы учителем и психологом была выбрана в 1906 году руководителем школы для детей и многодетных семей в одном из самых неблагополучных районов Италии. Эти «детские дома» были частью «научного эксперимента» в интересах детей. Методы и материалы, испытанные тогда, сейчас известны по всему миру, и школы Монтессори есть на каждом континенте.

Монтессори говорила: «цель образования – это сама жизнь, а не подготовка к ней». Она чувствовала необходимость в том, чтобы школа позволяла ребенку развиваться естественно, но не со свободой вседозволенности, и она видела роль окружающей среды как важнейшую направляющую естественного развития ребенка. В Монтессори школах роль учителя заключается в направлении, наблюдении, наставлении, помощи и общем руководстве. Явным обучением Монтессори преподаватели занимаются немного, но они должны быть очень наблюдательными, присматривать за тем, как дети работают с материалами, подсказывать, если ребенок запутался, убеждаясь в правильности пути, готовить классную комнату и организовывать занятия.

Возможно, из-за того, что Монтессори начинала работать с детками из трущоб, живущими в нищете, она подчеркивала важность чистоты и здоровых привычек.

В качестве части образовательного процесса, детки принимают участие в уборке классной комнаты, сервируют столы, а после убирают. Они учатся мыть руки и чистить зубы. В игровых зонах есть маленькие ванны для мытья, гладильные доски и детское оборудование для уборки – для прививания навыков домашней работы через игру.

Другой акцент в школах Монтессори делается на развитии сенсорных навыков. Детей развивают посредствам всех органов чувств, с особенным акцентом на кинестетику. Метод обучения предполагает развитие всех чувств с помощью специальных материалов. Материалы Монтессори известны по всему миру, концепция их использования – в обучении конкретным навыкам. Это разнокалиберные цилиндры для обучения пониманию форм и размеров, нюхательные пузырьки, изолированные контейнеры для различения звуков, шершавая бумага для изучения форм букв пальчиками, и многое другое. Эстетическая восприимчивость ребенка обогащается приятной обстановкой классной комнаты и материалами – все задумано чисто, аккуратно, просто и красиво. Хотя преподавателю может поначалу придется призывать к дисциплине, цель и ожидаемый результат всегда в том, что дисциплина исходит изнутри.

В школах Монтессори роль преподавателя важна, но умеренна; роль окружающей среды как образовательного инструмента первостепенно важнее; роль ребенка – быть активным исследователем и проявлять себя в образовательной среде, быть аккуратным и прилежным. Пожалуй, полезно заметить, что это описание исходит из моего опыта в школе Монтессори в США, и из прочитанного о методе. Нынешние школы Монтессори в Индии или еще где-либо, возможно, развивались в направлениях, не совсем точно соответствующих приведенному описанию.

Вальдорфская школа

Интересно, что движение Вальдорфской школы зародилось аналогично движению Монтессори. Рудольф Штайнер, немецкий преподаватель и философ, был приглашен создать школу для детей работников Вальдорфской фабрики в Штудгарде. Штейнер родился в Германии в 1861 году. Он описал философию школы известную как Антропософия: мудрость человеческого бытия. Антропософия, хоть и ориентирована согласно христианской вере, в основном связана с признанием и развитием духовности в личности и во вселенной. Вальдорфское движение на сегодняшний день является самым быстро распространяющимся в мире среди частных школ.

Одной из наиболее интересных особенностей Вальдорфской школы является ее структура: преподаватели остаются со своими классами от первого года до восьмого. Разумеется, класс становится очень похожим на семью; менее очевидна задача преподавателя владеть всеми предметами начальной учебной программы. Как замечательно пояснил Торин Финшер в работе «Школа как путешествие», а на его счету восемь лет обучения в Вальдорфской школе, преподаватель также приходит к знанию через личный опыт невероятного исследования изменений, которые происходят с детьми в течение этих лет становления.
В вальдорфских школах все усилия направлены на создание всеобъемлющего плана для учебной программы, подходящей развивающимся интересам детей. Так, детский садик – пора бурной фантазии, сказок, эльфов и гоблинов, появляющихся в историях преподавателя и детских играх; в шестом классе, когда дети начинают решаться на исследование окружающего мира, исследования становятся фокусом учебной программы. Таких примеров множество.

Как и в системе Монтессори, все ощущения культивируются и развиваются, но в Вальдорфских школах это осуществляется преимущественно через игру, ритуал, песню или движение. Математика преподается с ритмами и движениями. Дети учатся декламировать стихотворения и песни. Преподаватель приветствует каждого ученика возле двери рукопожатием, и, конечно, есть еще небольшой ритуал перед завтраком и обедом. В соответствующее время отмечаются праздники: Рождественская инсценировка, танцы Майского дерева. Окружающая среда тщательно продумана – доставляет эстетическое удовлетворение, мягкая, гармоничная и не чрезмерно стимулирующая. Пастельные цвета и округлые формы преобладают на Вальдорфских рисунках, материалы исключительно натуральные: деревянные игрушки и восковые мелки.

В отличие от школ Монтессори или школ Прогрессивной традиции, Вальдорфские школы сосредоточены вокруг преподавателя. Они не деспотичны, уделяют много внимания и уважения детям, но учебный план определяется преподавателем строго согласно предписаниям Вальдорфской традиции. Материалы, праздники, последовательность занятий определяет преподаватель. В 10 лет все изучают Норвежскую мифологию; древние культуры и танец Майского дерева обязательны для пятого класса. Каждый такой предмет в учебном плане имеет рациональные корни в понимании Штейнера для развития интересов ребенка, и, на мой взгляд, это вдохновляет. Места для отклонений не много.

Преподаватели Вальдорфских школ считают, что маленькие детки нуждаются в направлении их развития, чтобы позднее иметь возможность самостоятельной работы. В школе Монтессори материалы и учебный план направляют детей, но у них есть больше возможностей в выборе занятий и средств самовыражения. В прогрессивных школах, сконцентрированных на ученике, окружающая среда «беспорядочная»; детям предоставляется широкий выбор материалов для занятий, особенно широкого спектра применения, которые они могут использовать для собственных исследований; также они поощряются самостоятельно выбирать занятия и материалы.

Прогрессивные школы

Прогрессивные школы описать намного сложнее, потому что термин «прогрессивные» обозначает главный набор характеристик, указывающих основное направление: мир, простирающийся много шире школьного образования, политика, экономика, трудовые отношения, права человека и искусства. К примеру, школы Монтессори это частный случай прогрессивного образования. Но Монтессори и Вальдорфская школы, будучи частными, имеют влияние на школы, носящие их имя, удерживая те в рамках принятого подхода. С прогрессивными школами все иначе. Некоторые частные прогрессивные школы и другие, такие как Городская и Областная Школа в Нью Йорке или Миррамбика в Дели, являются относительно «чистыми» носителями философии, но существуют прогрессивные преподаватели в не-прогрессивных школах и не-прогрессивные преподаватели в прогрессивных школах, и некоторые аспекты прогрессивного подхода из революционных превратились в традиционные в Американских и Британских школах. На политической арене Американского образования сегодня под «прогрессивной» ошибочно предполагается некая свободная школа, описанная мной выше, в ее самых хаотичных и неуправляемых проявлениях; в противовес движению «назад к основам», акцентирующего на фактах, муштре и экзаменах.

Следовательно, во избежание нелестных ассоциаций с биркой «прогрессивная», некоторые школы, придерживающиеся этой традиции, идентифицируют себя с другими названиями, к примеру, открытый урок, интегрированный день, конструктивистская или ориентированная на ученика.

Джон Дьюи, великий американский педагог и философ, и человек, очень близко связанный с концепцией прогрессивности в образовании, решительно опроверг интерпретацию прогрессивности как свободной школы в одной из своих последних работ, небольшой книге «Опыт и образование». Дьюи считает, что дети рождаются нейтральными, что здоровое развитие – и есть цель образования, что все мы учимся и растем через взаимодействие с окружающей средой, которая включает людей и предметы, и, в конечном счете, все, чему мы учимся, постигается опытным путем; однако это не только лишь опыт – это уроки, которые мы извлекаем из него, которыми мы руководствуемся в своих решениях и поступках. Исходя из этих убеждений, Дьюи выработал учебную программу, которая должна начинаться с того, чтобы понять, что интересно ребенку, и постепенно увлекать его дальше. Как говорил Шри Ауробиндо, обучение должно следовать от простого к сложному. Люди – любопытные существа, и опытным путем мы постигаем больше и больше о мире и о себе. Одной из целей образования, определенно, должно быть культивирование исследовательского духа – и образование не закончится никогда.

Образование и школы Ауровиля

Какое место Детский Садик Ауровиля занимает среди этого разнообразия подходов? Мне он показался истинным отражением прогрессивного подхода.

Он ориентирован на ученика; все опыты тщательно продуманы, чтобы быть показательными, поучительными и соответствовать уровню развития; учитываются все нужды ребенка; есть много возможностей выбора – не муштра; ребенок учится, активно взаимодействуя с окружающей средой. С другой стороны, акцент на наблюдении, концентрации и развитии чувств напоминает мне о школе Монтессори, а внимание к эмоциональному климату школы, ритуалы и незримое присутствие Шри Ауробиндо и Матери напоминают о Вальдорфских школах. В каждом описанном мной подходе есть очень много ценного. И определение того, что мы возьмем от них, зависит частично от наших собственных философских воззрений, от нашего собственного внутреннего интуитивного чувства, что полезно этим детям в этом месте.

Детский Садик Ауровиля согласован с тремя простыми, но глубоким принципами, провозглашенными Шри Ауробиндо: «Ничто нельзя заучить. Работай от простого к сложному. Разум нуждается в подсказках в своем росте.» Дети учатся, пробуя, а не зазубривая. Все занятия начинаются с простых знаний и простой практики, и затем следуют к новым формам и структурам. Детям предоставлен приемлемый выбор, они поощряются к самостоятельному решению своих проблем. Мать сказала: «Любовь к познанию – это самый ценный дар, который мы можем привить ребенку: любовь к познанию всегда и везде». В этом Детском садике детки любят учиться.
Есть у этого Детского Садика и некоторые уникальные особенности, отличающие его от вышеописанных: акцент на наблюдении и концентрации, развитие чувственности и контроля над телом; культивирование всех пяти составляющих бытия, включая витальную, психическую и духовную; внимание к раннему развитию языковых навыков; единение с окружающей средой.
Целью образования в Ауровиле, по словам Шри Ауробиндо, является помощь растущей душе проявить свои лучшие качества: «В каждом есть нечто божественное, нечто личное, возможность совершенства и силы в сколь угодно малой сфере, нечто, что Бог предлагает принять или отвергнуть. Главной целью образования должна быть помощь растущей душе в нахождении в себе того лучшего, совершенствования его для благородного использования»

Глава 3

Соответствие школ для детей младшего возраста уровню развития

Теория поэтапного развития, относительно новая ветвь психологии, предполагает, что на пути от младенчества к зрелому возрасту человечество проходит через последовательные, неизменные и универсальные этапы. Эти этапы соответствуют взрослению во всех областях: физическому, ментальному (когнитивному), витальному (эмоциональному) и социальному. Некоторые психологи также выделяют моральный и духовный этапы развития. Хотя эти этапы отражают универсальный шаблон взросления, люди проходит через эти этапы с разной скоростью, прилагая разные усилия. Один человек может быстро продвинуться в освоении социальных навыков, но медленно осваивать физические, другой сделает рывок в когнитивной сфере, но медленно – социальные. В широком смысле, нельзя проскочить ступеньку и нельзя принудить пройти очередной этап. Пока ребенок не готов к освоению и преодолению очередного этапа, все, что требуется от любящих родителей и ответственных преподавателей – организовать соответствующую среду, но нельзя заставлять ребенка взрослеть. Закономерности развития также очень сильно зависят от индивидуальности личности, с которой мы приходим в мир, от культурных особенностей места, где мы живем. Дети, воспитанные в приморье, могут научиться плавать очень рано; дети очень общительных и грамотных родителей, скорее всего, заговорят раньше.

В отличие от видения детства, привычного в прошлом веке, и до сих пор преобладающего в некоторых культурах, дети не рассматриваются и не оцениваются как маленькие взрослые. Детство признается как этап развития человека со своими уникальными особенностями. Психологическая теория, основанная на наших собственных естественных наблюдениях детей, показывает, что маленькие дети мыслят не как взрослые; они мыслят даже не как старшие дети. Их мировоззрение основывается на их собственных спонтанных действиях и желаниях. Они не мыслят абстрактно; они даже не мыслят логически (в привычном нам понимании логики); однако, логика их мышления вполне соответствует их же мировоззрению. Спросите четырехлетнего ребенка, есть ли у него брат или сестра. Если скажет “да”, спросите, кто брат или сестра этого человека? Четырехлетние дети не всегда понимают, что такая связь перекрестная; что, если Джек – его брат, то и он также брат Джека. Спросите, что случается с солнцем ночью. Но не заставляйте заучивать правильный ответ, ведь у него еще недостаточно опыта и знаний о мире, интеллектуальных способностей, чтобы понять, абстрактно понять, что Земля вращается вокруг Солнца, когда достаточно просто оглядеться и увидеть, что это не так. Даже у меня возникают некоторые трудности, когда я думаю об этом! Не удивительно, что теория о плоской Земле так долго ожидала опровержения. Маленький ребенок воспринимает мир таким, каким его видит – буквально и непосредственно. Такие вещи могут казаться совершенно иными, в сравнении с тем, как они будут восприняты позже.

На одном из семинаров нашего Детского Садика мы обсуждали руководство к развитию детей-дошкольников – книгу «Критерии: Дети в классе в возрасте 2-12 лет», работая над которой Чип Вуд опирался на работы Арнольда Гесселя, Пиаже и других, а также и на собственный обширный опыт работы с детьми, где описаны общие характеристики детей в возрасте от 4 до 12. Эти общие характеристики описаны в четырех областях: физическая, когнитивная (умственная), социальная и языковые способности. В области физического развития он отмечает быстрое развитие зрительного восприятия, мелкой и крупной моторики. К примеру, в 4 года зрение и мелкая моторика все еще развиваются, поэтому неразумно ожидать от ребенка серьезной работы с визуальным восприятием, как переписывание с доски, или скрупулёзной работы как, например, вышивание. Шестилетние, с другой стороны, уже достигли высокого уровня контроля своего тела и интеллектуально готовы к более абстрактным задачам – готовы к освоению чтения, письма, равно как бега или пения.

В 4 года, согласно Вуду, дети «готовы ко всему». Они исследователи, авантюристы, они фонтанируют энергией, постоянно в движении, с наслаждением используют высокую мышечную активность, но они не готовы к внимательной работе с мелкой моторикой и зрительным восприятием. Пятилетние более сговорчивы, но им также легче воспринимать окружающую среду, если она структурирована и предсказуема, с ограниченными возможностями для исследований и свободных развлечений. К шести годам наступает «возраст серьезных физических, когнитивных и социальных изменений». Они трудолюбивы, отзывчивы на похвалы, способны искренне заинтересоваться чем угодно, они на пороге огромных изменений своего восприятия мира

Большинство маленьких детей эгоцентричны и импульсивны. Им известен только мир, который непосредственно их окружает, и, согласно своему восприятию, они уверены в том, что, как им кажется, они знают, однако, они полоны любопытства; они сомневаются, постигают, они ожидают, что мир подчинится их желаниям, они редко думают на шаг вперед.

(Это очень краткое резюме очень известной книги. Родители и преподаватели детей до 12 лет, заинтересовавшиеся ею, могут позаимствовать книгу в Центре преподавательского доступа. Все остальные упомянутые книги также доступны.)

Рассмотрев определенные особенности детей на разных уровнях развития, мы попытались привести учебный план Детского Садика в соответствие их потребностям и интересам, и, по большей части, наш учебный план является удачной смесью изменяющихся моделей развития для деток от 4 до 6 лет.

Заключение

Безусловно, Детский Садик не совершенен.

В наших дискуссиях мы обнаружили области, в которые преподавателям хотелось бы внести некоторые изменения, или такие, которые хотелось бы проработать глубже, но, как всем известно, следует очень быстро бежать хотя бы только для того, чтобы оставаться на месте. Нет причин для самодовольства; достигнутый баланс не вечен и все может измениться завтра или уже через минуту. Баланс требует концентрации на цели, постоянного саморазвития, и тонкой работы над его уравновешиванием.
Я просмотрела несколько записей работы Джоан и Алока с детьми. В этих роликах детки двигаются с потрясающей концентрацией и удерживают равновесие, поднимаясь по лестнице, спускаясь, удерживают жестяную тарелочку на кончике карандаша. Они двигаются грациозно и сосредоточенно. Они двигаются вместе. Иногда один ребенок передает удерживаемую тарелочку другому, не роняя ее, а иногда – нет.

Просматривая видеозапись я думала о балансе в Детском садике. Действительно, дети не всегда хорошо сбалансированы. Действительно, иногда не все части гармонично дополняют друг друга. И, тем не менее, общая картина вызывает восхищение. Это именно то чувство, которое во мне вызвал Детский Садик.

Детский Садик не совершенен, но это очень особенное место.

Не умаляя достижений Детского Садика, я должна отметить, что детские садики в целом проще в организации по некоторым причинам. Дети этого возраста крайне открыты и пластичны, жаждущие познаний; у них еще нет отвращения к учебе из-за школьного опыта, которое может «отключить» их; родители и окружающие еще не предъявляют им высокие требования. Мы не ожидаем, что дошкольники будут сдавать экзамены, и, хотя некоторое давление для подготовки к средней школе все же присутствует, оно не подавляет. Мнения родителей и сообщества о цели Детского Садика более единодушны, чем относительно любого другого уровня образования.

Тем не менее, такие наблюдения не умаляют важности происходящего с этими маленькими детьми. Они могут учиться быстрее, чем когда бы то ни было. Их словарный запас пополняется ежедневно, и не только словами одного языка, но двух или трех. Каждый день они узнают и нарабатывают социальные навыки, и, как и их разум, их юные тела развивают новые способности.
Здесь часто приводились цитаты книги, озаглавленной «Все, что действительно следует знать и изучить в Детском Саду», в которой автор описывает, как в Детском Саду научился слушать, говорить, убирать, делиться, самовыражаться, задавать правильные вопросы, доверять и вызывать доверие. Дети Ауровиля знают, что он имел ввиду.

Материалы

  • Dewey, John. (1938) Experience and Education. Macmillan. NY
  • Finser, Torin. (1994) School as a journey. Anthroposophic Press. NY
  • Fulgrum, Robert. Everything I Ever Really Needed to Know I Learned in kindergarten.
  • Knight, George. (1989) Issues and Alternatives in Educational Philosophy. Andrews University Press. Michigan
  • Montessori, Maria. (1967) The Discovery of the Child. Ballantine Books. NY
  • Pratt, Caroline. (1948) 1 Learn from Children. Simon and Shuster. NY
  • Sri Aurobindo and The Mother. On Education.
  • Wood, Chip.(1994) Yardsticks: Children in the Classroom Ages 2-12. Northeast Foundation for Children. Pittsfield, MA