В переводе с французского «Pour Tous» означает «Для всех».
В 2006 году возле столовой «Солар Китчен» было закончено строительство здания «Pour Tous II». В это же время в жизни Ауровиле начался новый эксперимент.
Его назвали «Распределительный центр «Пур Тус» (Pour Tous Distribution Centre — PTDC), в то время как первый «Пур Тус», расположенный рядом с общиной «Аспирейшн», также эстетически обновленный, продолжил работать на той же основе, что и ранее, и его стали называть «Пур Тус Аспирейшн».
Здесь приводятся различные детали по различным аспектам и концептам этих двух экспериментов в коллективном снабжении ауровильцев продуктами питания.
Распределительный центр «Пур Тус»
Центр – это новый шаг к созданию экономического процветания в Ауровиле, предсказанного Матерью.
Центр открыт для всех. Каждый ауровилец и ньюкамер, который хочет помочь развитию нового коллективного эксперимента, приглашается к участию. Это — совместная попытка, при которой сообщество делится своими ресурсами.
Все эти ресурсы находятся под одним колпаком (общим счетом) и используются во благо всех, кто захотел принять участие. В настоящее время нас 329 (август 2010), и это число растет.
С самого начала Распределительный центр был предназначен для того, чтобы обеспечить горожан основными продуктами, включая хлеб, рис, молоко и, недавно, газ для приготовления пищи. В эту схему может быть также включен обед в нескольких кафе-столовых. Здесь имеются и специально приготовленные блюда.
В работе Распределительного центра есть два существенных отличия: на продуктах не указывается цена и на узле учета не выписывается счет. Упор делается на «получении всего необходимого», а не на том «сколько я могу потратить сегодня». В течение всего этого времени экспериментирования, обучения и приспособления необходимо отслеживать привычки потребления всех участников, для того чтобы оценить объемы основных нужд и найти баланс между «недо» и «пере».
Большая часть продуктов на полках центра выбрана самими участниками, и когда несколько человек запрашивают особый продукт, он становится частью регулярных поступлений.
По специальному заказу можно заказать и другие продукты, необходимые по состоянию здоровья, по возрасту, по текущим условиям.
Управленческий и рабочий персонал – ауровильцы или ньюкамеры, вместе с участниками эксперимента, оказывающими дополнительную помощь в приготовлении пищи, упаковке, учете, уборке и так далее.
В настоящее время взрослых участников просят вносить около 2100 рупий в месяц и некоторую сумму на детей, определяемую по скользящей шкале. Эта сумма покрывает расходы в 300 рупий на туалетные принадлежности, и 1800 рупий остается на продукты питания.
Различия
Нас часто спрашивают, в чем различия между магазином и Распределительным центром «Пур Тус». Далее мы приводим несколько ответов.
В магазине: на товарах указана цена, при покупке выдается чек, нет самообслуживания при покупке фруктов и овощей, упор делается на коммерции и на отдельного потребителя, после каждой покупки со счета потребителя снимаются деньги, ведется индивидуальный учет потраченного, увеличиваются цены из-за увеличения оплаты персоналу, большее разнообразие товаров с ориентацией продать побольше, чтобы получить большую прибыль.
В Распределительном центре: на товарах цена не указана, при покупке чек не выдается, модно самим выбрать фрукты и овощи, упор делается не на коммерции, а на все сообщество, деньги вносятся раз в месяц, ведется общий учет потраченного, нет прибыли и увеличения цены из-за этого – не выплачивается зарплата, не большое разнообразие товаров с ориентацией обеспечить нужды в соответствие с общим фондом.
Распределительный центр стремится создать общий источник, обеспечивающий «основные потребности» в продуктах питания и хозяйственных товарах, что позволяет ауровильцам участвовать в программе безотносительно к своим персональным доходам.
О магазине «Пур Тус»
Рассказывает Ульрих:
«Когда я прочитал приведенные выше сопоставления магазина «Пур Тус» в «Аспирейшн» и Распределительного центра «Пур Тус», я почувствовал, что нет необходимости оправдывать магазин. После введения нового управленческого персонала он претерпел такие метаморфозы, что я, скорее, стал бы его называть «Новый магазин «Пур Тус» в Аспирейшн». Он проявился, как цветок лотоса из унавоженной земли. И мне кажется, настало время для всех нас отдать дань красоте этой трансформации и забыть о пятнах на репутации, накопившихся в прошлом. Такие фразы, как «коммерческий упор», «ориентация на прибыль и отдельного потребителя» несут негативный оттенок, и новый магазин этого не заслуживает, потому что эти фразы искажают реалии того, что в действительности сделано здесь. Из множества целей, достигнутых персоналом, можно выделить две главные: уменьшение цен при увеличении качества товаров и обслуживания.
Вы спросите: «Как это возможно?» Объясню.
Помимо всего прочего было предпринято следующее:
— накладные расходы были радикально снижены, урезыванием всеми способами монополий поставщиков,
— чтобы покупать по оптимальной цене и разрушить коррупционную практику торговли, были найдены новые и разные поставщики из разных регионов страны,
— за счет двойной проверки всех счетов и ротации персонала, участвующего в их выдаче, было внедрено противодействие потенциальной халатности,
— зарплата была реально увеличена до уровня официальной минимальной зарплаты, в то же самое время удалось избежать переработки,
— ассортимент продуктов был полностью пересмотрен и переработан в соответствие с актуальными потребностями,
— была открыта секция с разнообразными органическими продуктами,
— для упаковки был внедрен полностью биодеградируемый пластик, не увеличивающий цену, с оптимизацией процесса упаковки и снижением цены в результате этого,
— была увеличена закупка по объему от оптовиков и организована переупаковка в небольшие пакеты,
— были снижены потери в овощной секции с 15000 до 8000 рупий в месяц,
— чтобы усилить функциональность и улучшить атмосферу интерьера в магазине, была заменена большая часть полок.
Был также улучшен сервис в плане добавления некоторых возможностей:
— бесплатная доставка заказов – около 350 в месяц на сумму около 15000 рупий,
— для тех, кто хочет, ввели оптовую продажу по сниженным ценам.
Что магазин в Аспирейшн делает для Распределительного центра
Поставляются недостающие товары – практически все товары для Распределительного центра поставляются магазином в Аспирейшн. Дважды в неделю заказы объединяются и доставляются. В настоящее время это около 440 различных товаров. Упаковка в небольшие пакеты и маркировка также выполняются персоналом магазина.
Экономия средств, достигнутая за счет высокой оптимизации, непосредственно переходит Распределительному центру. Дополнительно к этому, на товары, поставляемые уже по себестоимости, дается скидка 4,5%. Чтобы сделать все более понятным, поясню: без профессиональной поддержки магазина Распределительный центр просто не смог бы существовать в своей нынешней форме со своими нынешними ценами.
Политика себестоимости
Магазин «Пур Тус» не делает прибыль как таковую. Он просто покрывает свои собственные расходы без всяких субсидий со стороны. Сюда входят большие расходы на содержание старых зданий магазина и небольшое пособие в 4000 рупий ауровильцам, работающим здесь. Поскольку большинство из этих расходов являются постоянными, минимальный оборот средств необходимо поддерживать, чтобы сводить концы с концами. Вы можете называть это коммерческим интересом. Я называю это финансовой необходимостью, если горожане не хотят вернуться опять к проблеме дефицита товаров.
В довершении стало возможным урезать разницу между покупной и продажной ценой на одну треть от той, что была ранее. Да, товары продаются теперь ниже максимально рекомендованной розничной цены.
Для меня это явное блаженство приходить сюда в любое время днем и приобретать все, что мне, в основном, нужно без оформления какого-то специального заказа. Все это вместе с дружественной атмосферой, создаваемой людьми, работающими в магазине, приобщает меня к одной из успешных историй Ауровиля. И я аплодирую Новому магазину «Пур Тус» в Аспирейшн».